В м бехтерев является последователем. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. Анализ проблемы общения

Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы — Студопедия

В м бехтерев является последователем. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. Анализ проблемы общения

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайло­вич (1857-1927) – русский фи­зиолог, невропатолог, психиатр, пси­холог.

Основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Пси­хоневрологический институт (1908)- первый в мире центр по комплекс­ному изучению человека.

Опира­ясь на выдвинутую Иваном Михайловичем Сече­новым рефлекторную концепцию психической деятельности, разрабо­тал естественнонаучную теорию по­ведения. Возникшая в оппозиции к традиционной интроспективной психологии сознания, теория В.М.

Бехтерева пер­воначально получила название объ­ективной психологии (1904), затем психорефлексологии (1910) и, нако­нец, рефлексологии (1917). В.М. Бехтерев внес крупный вклад в развитие отече­ственной экспериментальной психо­логии («Общие основы рефлексо­логии человека», 1917).

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г.

в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего. В августе 1867г.

он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.

4 апреля 1881г. Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента. В 1884г. Бехтерев отправился в командировку за границу, где занимался у таких известных европейских психологов, как Дюбуа-Реймон, Вундт, Флексиг и Шарко.

После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета. Будучи с 1884г.

профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.

В 1883г. Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы».

В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров.

Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892г.

Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» (сейчас более известна как болезнь Бехтерева, анкилозирующий спондилоартрит, ревматоидный спондилит), то есть системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцовоподвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов. Бехтерев также выделил такие заболевания, как хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти, а также другие впервые выявленные ученым неврологические симптомы и ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани.

https://www.youtube.com/watch?v=XgAKzoHtptA

С 1893г. Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать свой печатный орган — журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918г. под редакцией Владимира Михайловича Бехтерева. Весной 1893г.

Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней.

Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.

В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».

В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

В ноябре 1900г. двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1902г. он опубликовал книгу «Психика и жизнь».

К тому времени Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга.

Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру.

По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии.

Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологии: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную.

Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

В 1907—1910гг Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс» Также он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.

) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева—Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, анги-отрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности.

Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М.

Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор.

Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их.

Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

Источник: https://studopedia.ru/1_40739_vklad-vm-behtereva-v-razvitie-otechpsihologii-obzor-lyuboy-raboti.html

В. М. Бехтерев и его вклад в психологию

В м бехтерев является последователем. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. Анализ проблемы общения

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 40Следующая ⇒

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ(1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии.

В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в.

появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г.

Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение.

Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии».

Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него.

Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов.

Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о.

, именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания.

Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать».

Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.

Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию.

Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности».

Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы.

Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Он также считал, что личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – это две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории развития личности, формирование которой было остановлено в самом начале.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 11; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/2-57951.html

Вклад в развитие психологии Бехтерева В.М

В м бехтерев является последователем. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы. Анализ проблемы общения

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857-1927) был одним из создателей неврологии и психиатрии. Он оставил большое наследие в виде целой серии капитальных научных трудов и созданных им учреждений. Многие из его учеников стоят ныне во главе клиник и научных институтов и продолжают дело своего учителя.

Владимир Михайлович Бехтерев родился 1 февраля 1857 г. в семье мелкого чиновника. Всему, чего он достиг, он обязан только себе и своей энергии. Первые годы своей жизни В.М. Бехтерев провёл в деревне. Девяти лет он поступил в Вятскую гимназию, а с 16 лет уже стал учиться в Медико-хирургической академии.

Блестяще окончив академию, когда ему был 21 год, он остается при ней для подготовки к профессорскому званию и в клинике своего учителя проф. И.П. Мержеевского изучает нервные и душевные болезни. Через три года он защитил диссертацию на степень доктора медицины и получил от конференции академии звание доцента.

В 1884 г. В.М. Бехтерев, имея уже более 40 научных работ, был послан в заграничную командировку, которая длилась около полутора лет. За границей он изучал анатомию и физиологию нервной системы и проводил собственные исследования в клиниках крупнейших учёных того времени.

По возвращении из-за границы он получил кафедру психиатрии в Казанском университете. При Окружной психиатрической больнице он создал клинику и психо-физиологическую лабораторию. Казанский период деятельности В.М. Бехтерева был необычайно плодотворным.

Здесь создалась первая школа его учеников, было основано общество невропатологов и психиатров. Под редакцией В.М. Бехтерева выпускался новый специальный журнал “Неврологический Вестник”. В.М.

Бехтерев произвёл за это время многочисленные исследования в области анатомии и физиологии нервной системы, обобщённые им позже в капитальных монографиях “Проводящие пути спинного и головного мозга” и “Основы учения о функциях мозга”.

Но особенно широко развернулась научная деятельность В.М. Бехтерева с 1893 г. в Петербурге, когда он получил кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Благодаря его энергии и организаторским талантам ему удалось заново построить клинику с экспериментально-психологической, анатомической, физиологической и химической лабораториями.

В основу преподавания психиатрии и неврологии В.М. Бехтерев впервые кладёт данные анатомо-физиологического изучения. Курсу душевных болезней он предпосылает очерк объективной психологии, вводит учение о гипнозе. В это же время В.М. Бехтерев организует ряд научных обществ. С 1896 г. он издаёт специальный журнал “Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”.

Журнал выходил до 1918 г. и имел большое значение для медицинского образования и развития советской науки. Клиника В.М. Бехтерева становится центром, куда приезжают не только молодые, но и опытные врачи. Здесь под руководством В.М. Бехтерева заканчивается большое количество докторских диссертаций. В этот же период у В.М.

Бехтерева возникает мысль о создании научно-исследовательского и в то же время педагогического учреждения – Психоневрологического института. Впоследствии этот институт стал базой для вновь основанной трудами и энергией В.М.

Бехтерева Государственной психоневрологической академии, высшего учёного и учебного учреждения, сыгравшего большую роль в развитии учения о нервных и душевных заболеваниях и в образовании широких масс врачей и работников других специальностей.

В 1925 г. был торжественно отпразднован 40-летний юбилей профессорской деятельности В.М. Бехтерева. Ему был посвящён ряд заседаний научных обществ и учреждений. Много приветствий было получено от научных учреждений из-за границы. В сборнике трудов, посвящённом В.М.

Бехтереву к 40-летию его профессорской деятельности приняли участие наиболее видные учёные как нашего Союза, так и зарубежные. К сожалению, юбилей был как бы преддверием к окончанию жизни и работы В.М. Бехтерева. 24 декабря 1927 г.

он неожиданно скончался во время приезда в Москву, в разгаре своей кипучей деятельности.

Этот схематический очерк жизни и деятельности Владимира Михайловича Бехтерева – только внешние рамки, наполненные богатым и жизненным содержанием. Чтобы оценить значение сделанного В.М. Бехтеревым, нужно посмотреть, как обстояло дело с учением о душевных болезнях 60 лет назад.

Для нас в настоящее время не подлежит сомнению, что психика, мысль, есть функция мозга. Но в период, когда В.М. Бехтерев начинал свою научную работу, среди учёных-психиатров господствовали идеалистические взгляды о сущности психического.

Мозг считался только случайным обиталищем психического, или души, начало которой даётся предвечным духом, т. е. божеством. Отрицание за мозгом и его изменениями какой-либо роли в развитии душевных явлений лучше всего видно из имевшего самое широкое в то время хождение афоризма: “под микроскопом душу не увидишь”.

Успехи современной психиатрии непосредственно связаны с тем, что сущность психозов изучается ныне в свете данных мозговой патологии. Для большинства психиатров, современников В.М. Бехтерева, зависимость психики от мозга считалась сомнительной или даже неприемлемой.

Исследователи, придававшие значение изучению мозговой патологии, были одиноки. Тем большей является заслуга В.М.Бехтерева, развившего концепцию психозов как проявления заболеваний мозга.

Определение роли мозговых изменений в происхождении и формировании душевных заболеваний – задача, несомненно, более трудная, чем установление зависимости неврологической функции движения и чувствительности от поражения соответствующих нервных центров.

Трудности изучения психических явлений заключаются в невозможности непосредственно наблюдать и изучать психические переживания другого человека. О них приходится судить или по аналогии с нашими собственными психическими переживаниями или по двигательным актам человека, в которых отражается его внутренний мир.

Это открывает дорогу субъективизму в истолковании психических переживаний, неодинаковой оценке их различными наблюдателями. В.М. Бехтерев поставил своей задачей разработку объективной психологии.

Не удовлетворяясь экспериментально-психологическими методами исследования, идущими от Вундта, и тем, что давала субъективная психология, В.М. Бехтерев ищет новые пути и методы объективного изучения душевных явлений. Его внимание обращается на отклонения в рефлекторной деятельности, в двигательных реакциях на раздражение.

В них он видит объективные признаки психических изменений, изменения личности. Он создаёт метод исследования сочетательных двигательных рефлексов, который и положил в основу своей объективной психологии, В.М. Бехтерев близко подошёл к методу условных рефлексов, разработанному Иваном Петровичем Павловым. Их В.М.

Бехтерев называл “сочетательными рефлексами” и изучал их не по секреторной методике И.П. Павлова, а на учёте двигательных реакций организма. Он пытался создать новую дисциплину, являющуюся своеобразным синтезом неврологии, физиологии, психологии и социологии.

Психологические понятия – внимание, эмоции, воля – как бы заменяются у В.М. Бехтерева понятиями о репродуктивных рефлексах, рефлексах сосредоточения и т. д. Центральным понятием становится рефлекс. Даже мысль рассматривается им как сочетательный рефлекс, заторможённый в своей конечной эфферентной части.

Применение новых методов к изучению ребёнка на различных стадиях развития привело к созданию генетической рефлексологии. Новая дисциплина пыталась рассматривать человека в целом, во всех общественных отношениях.

Накопление фактов, собираемых с этой точки зрения, даёт в результате коллективную рефлексологию, задача которой – изучение социальных факторов, влияющих на развитие личности и её поведение.

Рефлексология В.М. Бехтерева, однако, страдает односторонностью, и её истолкование психических явлений механистично. Рефлекторные явления далеко не исчерпывают сущности психических явлений. Это очень существенное физиологическое звено в сложных процессах психического, но оно не определяет их полностью.

Рефлекс – это нечто зависящее от внешнего раздражителя, тогда как психика в большей степени активна и может изменять конечные результаты внешних раздражений. В рефлексологии В.М. Бехтерева изучение рефлексов становилось самоцелью, тогда как оно должно быть средством для познания психического.

Неправомерен и перенос данных исследования сочетательных двигательных рефлексов в область социальных явлений.

В своём учении о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов тоже пользовался методом рефлексов, но у него трактовка роли рефлексов была совершенно иной. Основной задачей он ставил изучение психики; изучение же рефлексов носило для него служебный характер.

Сказанное не умаляет значения сделанного В.М. Бехтеревым. Нужно учесть, что признание активности психики, позволяющей видоизменять и даже затормаживать действие внешних моментов, стало достоянием невропатологов и психиатров только после съезда по психологии поведения человека в 1930 г., т. е. уже после смерти В.М. Бехтерева.

Громадное значение работ В.М.

Бехтерева заключается в том, что в период господства идеалистических, умозрительных и мистических представлений о психике он своими исследованиями в области анатомии и физиологии мозга, применяемыми к изучению клиники душевных расстройств, много сделал для утверждения научной концепции психоза как мозгового заболевания, которое можно изучать и лечить так же, как всякое другое заболевание. Если к этому прибавить, что, как выяснилось последующими исследованиями, причины заболевания лежат в основном не столько в наследственности, сколько во внешних, по существу устранимых, моментах – инфекциях, отравлениях, травмах нервной системы, психических волнениях, то понятно, какие большие возможности открываются для успешной борьбы с нервно-психической заболеваемостью. Идя по пути улучшения условий жизни с устранением всего, что вредит нервной системе, наши органы здравоохранения добились очень больших результатов в смысле оздоровления населения. Эта практика выросла из теории, основание для которой было дано нашими выдающимися учёными, к которым принадлежит и В.М. Бехтерев.

В.М. Бехтереву удалось сделать очень много для развития русской и мировой науки о мозге. Его целеустремлённость, ясные, твёрдые установки делали его передовым человеком своего времени. Прежде всего, нужно отметить его кипучую энергию и изумительную работоспособность.

Об этом свидетельствует огромное количество законченных научных работ, в том числе ряд капитальных монографий, организованные им научные учреждения и учёные общества, журналы. Он обладал талантом организатора, умеющего добиваться своей цели, преодолевая все препятствия.

Сознание важности поставленной задачи и убеждённость в правильности намеченного её разрешения делали его необычайно настойчивым. В этом смысле он был настоящий русский крестьянин вятских лесов с крепкой хваткой. Это проглядывало даже в его внешности, весьма сходной с внешностью русских богатырей на известной картине Васнецова.

Он был действительно богатырь мысли и дела, с широкими общественными интересами. Изучение заболеваний привело его к мысли о необходимости не только лечения, но и устранения основных причин заболеваемости, которые он видел в тяжёлых условиях жизни и работы широких масс населения, беспощадно эксплуатируемых капиталистами и помещиками. В.М.

Бехтерев имел смелость не только так думать, но высказывать своё мнение публично, не боясь навлечь на себя не удовольствие царского правительства. Известна в этом отношении его речь “О самоубийстве” на съезде психиатров и невропатологов.

В ней он, основываясь на официальных данных, прямо указывал, что одной из причин учащения случаев самоубийства являются тяжёлые условия жизни, проистекающие из существа капиталистического государственного строя.

Ещё большую смелость в высказывании своих убеждений и гражданское мужество он проявил в известном деле Бейлиса, в котором выступил как эксперт. Он убедительно доказал всю злую нелепость и вздорность обвинения евреев, и в частности Бейлиса, в ритуальных убийствах детей неиудейских верований.

Естественно, что царское правительство весьма неприязненно относилось к В.М. Бехтереву, считая его крамольным профессором. В 1913 г. министр просвещения Л.А. Кассо, известный своей деятельностью по разгрому университетов, уволил В.М. Бехтерева в отставку “за выслугой лет”.

На самом деле это был только формальный повод, так как В.М. Бехтерев в это время был в расцвете сил, полон энергии и способности к творчеству, как показали последующие годы. Другой министр Сухомлинов не утвердил его в звании президента Психоневрологического института.

Правительство, проводившее в вопросе о высшем образовании принцип – образование для привилегированных, косо смотрело на В.М. Бехтерева, который сделал Психоневрологический институт доступным для “кухаркиных детей”. Только при Советской власти В.М.

Бехтерев получил соответствующие условия для научной работы и осуществления своих творческих дерзаний.

сеченов рефлекс бехтерев мозг

Источник: https://vuzlit.ru/114640/vklad_razvitie_psihologii_behtereva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.