Увы он счастия. Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус

Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…)

Увы он счастия. Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус

 Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» (1)

 Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет.

Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом.

Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта.

Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли.

Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики.

В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний.

И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой.

Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит».

При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».
Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе.

Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

 

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (2)

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

История создания – стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге. Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя.

“Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога. Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Метафоры – “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты – “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”. Оксюморон – “как будто в бурях есть покой”.

История создания Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”.

Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта.

Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение. Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”.

Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности.

Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.

Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя.

Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности Метафоры” “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту. Эпитеты” “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” “делают описание ярким и красочным. Оксюморон – сочетание несовместимого:” “как будто в бурях есть покой” “придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса:” “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.” Антитеза:””страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”.

“Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “”край родной”” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает” “Как будто в бурях есть покой!”” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Источник: http://ParnasSe.ru/klassika/lermontov-mihail-yurevich-1814-1841/parus.html

Парус (Лермонтов)

Увы он счастия. Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус

› Стихи › Философские стихи

12.05.2020

Играют волны — ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит…Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Стихотворение «Парус» написано Лермонтовым в 1932 году в Петербурге. Предположительно, не раньше начала августа и не позднее 2 сентября. Известно, что этим числом датировано письмо к Марии Александровне Лопухиной, в котором поэт отправил девушке автограф стихотворения.

История создания произведения

Созданию этого стихотворения предшествовал разговор с руководством Петербуржского университета, куда Лермонтов хотел перевестись из Москвы. Но ему предложили начать учебу с первого курса.

Перспектива стать «вечным студентом» Лермонтова не вдохновляла. Он бродил по городу и не видел выхода в сложившейся ситуации.

О том, в какой части Петербурга его размышления воплотились в столь чудесные романтические строки, существует 2 точки зрения:

  1. Академик Дмитрий Лихачев, опираясь на городские легенды, полагал, что Лермонтов сочинил это стихотворение на террасе Монплезира;
  2. Анна Ахматова писала, что на создание стихотворения «Парус» Лермонтова вдохновила «Маркизова лужа».

В тот момент Лермонтов не видел выхода. Но позднее он придет к решению поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная стезя обещала столь желаемую бурю и невзгоды.

Анализ стихотворения

Сам Лермонтов не относился всерьез к этому произведению. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий…» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Отчасти потому что оно было сочинено спонтанно, под влиянием настроения. Но поклонники поэта рассудили по-своему. В 1942 году это миниатюрное произведение было опубликовано в «Отечественных записках».

На первый взгляд это произведение относится к жанру пейзажной лирики, но литературные критики предпочитают относить его к философскому творчеству, справедливо полагая, что пейзаж служит лишь фоном для более четкого и выпуклого отображения главной мысли поэта.

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 12 строк. Его структуру можно рассматривать и как три катрена, и как 2 шестистишия, настолько цельными они получились. В этом произведении Лермонтов применил стихотворный размер четырехстопный ямб. Рифма перекрестная. Женские рифмы сочетаются с мужскими.

Композиционно — это произведение состоит из двух частей. Но эти части не идут последовательно, а переплетаются между собой. В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом. А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя.

Тема и идея стихотворения

Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения – это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно.

Идея заложена в строке «А он, мятежный, просит бури». Восемнадцатилетний Лермонтов жаждет жизни, борьбы, стремится плыть против ветра и против течения. Впрочем, Лермонтов всегда плыл против течения, не особо считаясь с общественным мнением.

От того был так неудобен и неугоден многим.

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на антитезах. На море спокойно, под ним струя светлей лазури, а он жаждет бури. Из речевых фигур в стихотворении использованы:

  • Антонимы — ищет-кинул, далекий- родной,
  • Риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
  • Оксюморон, то есть соединение противоречий автор применил в конце произведения: как будто в бурях есть покой.

Из тропов автор применил:

  • Эпитеты – голубом, далекой, родном,
  • Метафоры – одинокий (парус), золотой (луч) мятежный (он, парус);
  • Олицетворения – ищет, не ищет, кинул, бежит, просит.

В этом стихотворении молодой Лермонтов подразумевает себя, говорит о себе. Он всегда чувствовал себя одиноким, хотя рядом были близкие друзья, родственники.

Но в юноше, выросшем без родительского внимания, говорит максимализм. Он впервые, может быть, споткнулся и растерялся. Он не знает, как жить дальше.

Может быть, от этой растерянности, в нем заговорил бунтарский дух, а душа взалкала бури.

Парус (Лермонтов) Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LermontovM.ru/stihi/filosofskie-stihi/parus-lermontov

Парус – Михаил Юрьевич Лермонтов

Увы он счастия. Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус

ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит
Увы! он счастия не ищет,И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой


А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях ея светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!сть покой!

                                                                       АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ” ПАРУС”

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» – создание семнадцатилетнего поэта. 
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. 
«Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом.

Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею.

Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. 
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером. 
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии.

Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания. 
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем.

Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: 
Что ищет он в стране далёкой, 
Что кинул он в краю родном? 
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.

 
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля. 
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ.

Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: 
Увы! Он счастия не ищет 
И не от счастия бежит. 
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья.

Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. 
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.

Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: 
А он, мятежный, просит бури, 
Как будто в бурях есть покой! 
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению.

Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром. 
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).

 
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! 
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

                                                                                                                                                          

Источник: https://www.sites.google.com/site/mihailureviclermontov/poezia/parus

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.