Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

Сложные предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

·                   Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи.

·                   Узнаем, какими бывают эти предложения.

·                   Выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. Настолько многое, что можем даже запутаться среди понятий и определений. Кажется, нам пора сказать: «Повторение – мать учения!»

Итак, в речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Сложным мы называем предложение, в котором две грамматические основы или более.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слишком много информации. В таком случае для наших целей недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений.

В таком случае мы обращаемся к многочленному предложению. Так называется сложноподчиненное предложение, в котором несколько придаточных.

При этом в многочленном предложении связь между частями − союзная подчинительная.

Но если мы можем добавлять в сложное предложение несколько придаточных, то что может нам помешать совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи. Благодаря этому, мы можем выразить информацию так, как захотим.

Предложения с разными видами связи также называются многочленными.

Создадим одно такое предложение из простых.

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Первая и вторая части нашего предложения связаны при помощи бессоюзной связи, вторая и третья – при помощи сочинительной связи, а третья и четвертая – при помощи подчинительной связи.

Посмотрите, у нас ведь получилась довольно сложная конструкция!

Именно поэтому предложения с разными видами связи называются также сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

С видами связи, которые встречаются в многочленных предложениях, мы давно знакомы. Это сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь.

Интересно то, что в многочленных предложениях возможны различные комбинации видов связи.

Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной.

Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. В данном случае при помощи придаточной части раскрывается одна из частей предложения.

Мне так и не рассказали, что говорилось на собрании и почему собеседники так мрачны. Сочинение здесь используется, чтобы подчеркнуть однородное подчинение. Обратите внимание: поскольку подчинение однородное, запятой перед и мы не ставим.

Когда мы вошли в комнату, беседа смолкла и на нас посмотрели очень внимательно. В этом примере придаточное предложение является общим для двух частей. При этом запятую перед и мы вновь не ставим.

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной. То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие.

Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули листья от снега. Первые два предложения связаны бессоюзной связью, мы разделяем эти части точкой с запятой, поскольку они обособлены по значению. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Отец учил сына живописи – сын хотел стать скульптором, и его мечта осуществилась. Мы ставим между первой и второй частью тире, поскольку между ними возникают отношения противопоставления. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Мы заметили: не только малыши наряжали елку, но и их родители с удовольствием приняли участие.

Двоеточие между первой и второй частью ставится, поскольку возникают отношения дополнения. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения. Это подтверждает союз не только… но и.

Создадим схему предложения «Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега».

Какую еще комбинацию видов связи мы можем представить? Подчинительная и бессоюзная связь. Такое сочетание тоже возможно.

Я принял решение: поговорить с другом, когда увижу его. Между первой и второй частью возникают отношения пояснения, поэтому мы ставим двоеточие. Третья часть является придаточной по отношению ко второй.

Несмотря на то, что на улице палило солнце, возле озера было прохладно; ныряли с плеском утки, блаженствующие в воде. Первая часть – придаточная по отношению ко второй части. Между второй и третьей частью ставится точка с запятой, потому что третья часть имеет свои знаки препинания.

Загрохотала лавина – тяжким стоном отозвалась гора, на склоны которой ложилась неподъемная тяжесть снега. Между первой и второй частью мы поставим тире, поскольку происходит стремительное, внезапное развитие событий. Между второй и третьей частью складываются подчинительные отношения: третья часть – придаточное определительное.

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи.

То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение, подчинение и бессоюзие.

Сон изменился: теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов.

Первая и вторая часть соединяются при помощи бессоюзной связи, между ними ставится двоеточие, поскольку вторая часть поясняет значение первой.

Вторая и третья часть связаны при помощи подчинения, а третья и четвертая – при помощи сочинительной связи.

Когда внутри машины заскрипело и загрохотало, шофер ударил по тормозам; он бодро нырнул под капот, посоветовав нам подождать; но мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки.

Первая и вторая части соединяются при помощи подчинения, после второй части ставится точка с запятой, так как третья часть имеет свои знаки препинания. Третья и четвертая часть связаны при помощи сочинительной связи.

Но между ними также ставится точка с запятой.

Создадим схему первого из наших примеров.

В многочленных предложениях один из видов связи является обычно основным.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Основной является бессоюзная связь: первая часть предложения наиболее независима.  За ней следует сочинительная связь, и наконец наименее важный вид связи – подчинительная.

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на смысловые блоки.

Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в первый войдут первая и вторая часть, связанные при помощи бессоюзной связи. А во второй блок войдут третья и четвертая часть.

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной.

Рассмотрим предложение. Вчера мы были в музее на выставке картин известного художника; конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, потому что считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; и я не разочаровалась: пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали; когда же мы добрались до портретов – восторгу не было предела…

В предложении десять частей, причем присутствуют все три вида связи. Но это не придает предложению выразительности, не делает его более понятным. Напротив, оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать.

 Что же нам требуется запомнить?

Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи.

Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями.

В многочленных предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

·                   сочинение и подчинение;

·                   сочинение и бессоюзие;

·                   подчинение и бессоюзие;

·                   сочинение, подчинение и бессоюзие.

Источник: https://videouroki.net/video/34-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi-upotrieblieniie-soiuznoi-i-biessoiuznoi-sviazi-v-slozhnykh-priedlozhieniiakh.html

Сложное предложение с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Форма урока: урок –презентация

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

– Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 – От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

– В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

– Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

– Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

– Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

– Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП).

Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП).

Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

— Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

— Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

— Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

— Сочинительнаяподчинительнаябессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения – вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть – двусост., распр.) 

второго предложения – первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть – прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть – двусост.,распр., неосложн.

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

ІХ.Лингвистический эксперимент –  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. связь – бессоюзная. 1-я часть – сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ – = ], и [ – = ], ( как – = ).

– Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = – ], но [ – = ]: [ – = ], [ – = ].

– Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда – = ), [ = – ]; [ – = ].

– Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ – = ], и (чем – = ), [тем = – ].

– Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.

Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.

Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.

  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.

  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

ХІІ.Обобщение.

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

– Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.
[..,(если = – или – =), = – ], но [ – = ], и [ = – ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

– Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = – ]; [ = ], ( что = )

  – В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ – = ], и [ = ], [ – = ],  [ – = ], и [ – = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  – по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  – по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

  • Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь – взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

Источник: https://multiurok.ru/files/slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi.html

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

 Сложные предложения с разными видами связи – это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть – это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть – сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

 К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения: 

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)
[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате]  (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад]  (Пришв.

) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины]  (Пришв.

) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова).

Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 

[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть – простое предложение, II часть – простое предложение, III часть – сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/307

Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ

Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

  1. В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

    1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
    2) с которой его посадили;
    3) она была такова;
    4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.

    Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

    б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    [сущ. + ук. сл.]1 : [мест.-сказ.]3
    опред.↓            ↓сказ.
    (с которой – союз. сл.)2   (какой – союз. сл.)4

  5. Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

  7. I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та; придаточное стоит после главного.

    II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой; придаточное стоит после главного.

  8. Горизонтальная схема предложения:

    [сущ. + ук. сл.]1, (с которой – союз. сл.)2: [мест.-сказ.]3, (какой – союз. сл.)4.

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

  1. В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется; 4) метинка была; 5) это не ставится.

    Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

    1) мальчик был добрый;
    2) только калачнику всегда говорили;
    3) что с Селиваном требуется осторожность;
    4) потому что у него на лице была красная метинка;
    5) это даром не ставится.

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5.

    Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1–2: Мальчик был добрый /1, но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но;

    б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2, что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

    в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3, потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4, а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а;

    д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3, потому что это даром не ставится /5).

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    [   ]1, но [  гл.]2
       доп.↓
    (что – союз)3
    прич.↓      
    (потому что – союз. сл.)4, а ( – )5

  5. Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

  7. II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

    I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что; придаточное стоит после главного.

    II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что; придаточное стоит после главного

    III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

    II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а.

  8. Горизонтальная схема предложения:

    [   ]1, но [  гл.]2, (что – союз)3, (потому что – союз)4, а ( – )5.

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Обратите внимание!

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.

Горизонтальная схема: [   ]1, и, (когда – союз)2, [   ]3.

Вертикальная схема: [   ]1, и [   ]3.
                                         врем.↓
                                    (когда – союз)2

Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и… то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, /2 то к рассказам с художественной стороны не придирались /3.

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а… то к рассказам с художественной стороны не придирались /3. Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а.

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как… то; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как… то; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: [   ]1, а (так как – с.)2, [то ]3.

Вертикальная схема: [   ]1, а [   ]3.
                                          прич.↓
                 (так как… то – союз)2

 Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/756-glava_4_slozhnye_predlozheniya_s_raznymi_vidami_svyazi_razbor_i_punktuacionnyi_analiz.html

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью)

Сложное предложение с разными видами связи состоит из трех и более простых предложений, соединенных минимум двумя видами связи из трех возможных:

  • соединительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Пример: «Пока мама спала, Ваня выбежал из дома, и теплая капля коснулась детской щеки». Это сложная конструкция, состоящая из трех простых предложений, объединенных подчинительной («пока мама спала») и соединительной связью («и теплая капля коснулась детской щеки).

Чтобы выбрать правильные знаки препинания в подобной ситуации, нужно определить, как связаны части такого предложения. Для каждого вида связи характерны свои особенности.

При наличии соединительной связи(части независимы, равнозначны)

  • Перед соединительными союзамиставится запятая:
  • «Николай взглянул украдкой на Марину, и подруга ласково улыбнулась».
  • Исключение. Перед союзами и, или, либозапятая опускается при наличии общего элемента (вводного словосочетания, сравнительного оборота, второстепенных членов, придаточного предложения):
  • «Внезапно вечером спряталось солнце и подул прохладный ветер».

При наличии подчинительной связи (конструкция выглядит как главное + придаточное предложения)

  • Придаточная часть сложноподчиненного предложения выделяется запятыми:
  • «Пока мать готовила обед, дети вышли на улицу».

Запятая не нужна:

  1. перед союзом находится частица «не»:
    • «Профессор решил спросить не кто подготовил доклад, а почему студенты напуганы»;
  2. перед словосочетаниями «во что бы то ни стало», «как ни в чем не бывало»:
    • «Девочка спала как ни в чем не бывало»;
  3. придаточная часть – одно союзное слово:
    • «Вера чувствовала, что Юрий придет, но не знала когда»;
  4. перед союзами написаны слова «то есть», «особенно», «в частности», «а именно»:
    • «Бабушка повеселела, особенно когда услышала о приезде внуков».

Внимание!

Между союзами «что хотя», «что если» не ставится запятая, если дальше пишутся союзы «то», «так»:

«Тетя Аня объяснила, что если завтра будет снег, то мы не пойдем на прогулку».

При наличии бессоюзной связи 

Особенность таких конструкций – простые предложения связаны интонационно. В зависимости от смысла и интонации выбирается нужный знак препинания. Можно использовать хитрый прием – мысленно поставить какой-либо союз (союзное слово) между частями. Испробуем этот способ для конкретных знаков препинания. 

Запятая ставится, когда части бессоюзного сложного предложения имеют значения перечисления, близкий смысл и не сильно распространены второстепенными членами: 

  • «Ярко светит солнце, звонко поют птицы» (мысленно подставляется союз и).

Точка с запятой ставится, если простые предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

  • «Звонкий ручеек бежит быстро и упрямо; величавые деревья отражаются в глади воды, словно в чистом зеркале».

Двоеточие ставится, если:

  1. вторая часть раскрывает смысл первой:
    • «Олегу было не по себе: голова кружилась и щеки горели огнем» (после двоеточия можно устно подставить слова «а именно»);
  2. в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и т.п.,конкретное содержание которых раскрывается далее:
    • «Ольга решила провести выходной так: сначала навестить мать, потом заехать в магазин, а потом закончить свою картину»;
  3. в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или будет описание:
    • «Антон знал: сестра хочет что-то сказать» (можно вставить слово «что»после двоеточия);
  4. в состав бессоюзного сложного предложения включен прямой вопрос:
    • «Объясни коллективу только одно: как ты переборол страх?»;
  5. вторая часть предложения содержит основание или причину того, о чем говорится в первой (вставляются причинные союзы потому что, так как, поскольку):
    • «Стоит прийти в поликлинику пораньше: сегодня будет очередь» (проверяется вставкой слов «потому что»).

Тиреставится, если:

  • имеется внезапное присоединение, резкая смена событий: «Пролетел год, второй – вдруг Марии пришло письмо»;
  • простые предложения противопоставляются между собой: «Истинный друг поможет в беде – у фальшивого найдется отговорка»;
  • присутствует следствие, результат или вывод из того, что сказано в первой части: «Дверь захлопнулась – лезьте через окно»;
  • в первой части указано время совершения действия, о котором идет речь во второй: «Любят сердцем – человека не предают»;
  • в первом предложении говорится, при каком условии совершится действие, описанное во второй части: «Делать добро – быть отзывчивым человеком»;
  • вторая часть – сравнение с тем, о чем говорится в первой: «Искоса взглянет – водой обольет».

Пунктуация на стыке союзов

Бывают ситуации, когда рядом сталкиваются два союза: подчинительные («что если», «что когда», «что хотя»)либо сочинительный и подчинительный («и когда», «и хотя», «но когда»). Эти столкновения возникают в двух случаях.

  1. Между предложениями, связанными соединительным союзом, появляется придаточное, которое зависит от второй основы:
    • «Дети кричали, и, как только вошел учитель, наступило молчание».
    • От второй основы сложносочиненного предложения («наступило молчание») ставится вопрос к придаточной части («когда?» − «как только вошел учитель»).
    • В таких случаях соединительный союз выделяется запятыми с двух сторон.
  2. Последовательное подчинение придаточных: второе придаточное зависит от первого, но находится перед ним:
    • «Павлу Георгиевичу сообщили, что, если коллектив не примет решение, придется провести сокращение кадров».
    • Последовательность подчинения: «Павлу Георгиевичу сообщили» о чем? – «Придется провести сокращение кадров»». При каком условии? «Если коллектив не примет решение».
    • Союз что относится ко второй придаточной, а значит выделяется запятыми.

Таким образом, в сложных предложениях с разными видами связи выбор пунктуационных знаков зависит непосредственно от вида связи. А если возникает стык двух союзов, то первый из них обособляется запятыми.

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 20 задание 
  • тренировочные варианты

Источник: https://bingoschool.ru/manual/202/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.