Русский Туркестан. История, люди, нравы. Какая вера и религия в Казахстане

Содержание

Религия Казахстана: казахи мусульмане или христиане, буддизм и христианство в вероисповедании казахского народа

Русский Туркестан. История, люди, нравы. Какая вера и религия в Казахстане

Какова основная религия Казахстана? Есть ли в стране православные церкви? До сих ли казахи практикуют шаманизм? Давайте вместе узнаем ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в богатую самобытную культуру и тысячелетнюю историю казахского народа.

История казахского народа

Образование казахской народности длилось почти тысячу лет, беря свое начало в бронзовом веке.

Происхождение

Процесс этногенеза условно разделяется на три этапа:

  1. Идет заселение Центральной Азии, зарождение скотоводческого кочевничества. Сильное влияние оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Именно от тюркского языка происходит термин «казах», означающий «свободный», «независимый», «вольный» или «скиталец».
  2. С VI века нашей эры распространяется ислам с приходом арабов, в XI веке происходит группирование племен тюрков и образование Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков), исторического региона Евразии.
  3. Объединение всех племен и родов тюрков, обретших единый облик. Первые казахские ханы Керей и Жанибек увели около ста тысяч человек в Семиречье в середине XV века. Населявших Семиречье людей стали называть казахами.

Культура и традиции

Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда.

Национальная кухня удивляет изобилием блюд (в основном мясных), а сами жители поражают чрезвычайным гостеприимством.

Также казахи очень почтительно относятся к своим предкам, зачастую знают свою родословную до седьмого колена. Семья в жизни казахов занимает значительное место, в ней царит любовь и уважение.

Национальный состав населения государства

В таблицах представлен национальный и религиозный состав населения Казахстана по официальным оценкам на начало 2018 года.

На 2018 год население Казахстана составляет 18 272 430 человек, из них (по данным переписи населения) преобладает казахская этническая группа. Самая распространенная религия — ислам (около 70%) и в меньшей мере христианство (около 26%).

Древние религии Казахстана

До распространения ислама среди казахского народа большую популярность имели две религии: тенгрианство и шаманизм.

Тенгрианство

Культура, обычаи и традиции казахов тесно связаны с тенгрианством, совокупностью представлений о жизни и мире до принятия ислама и мусульманской веры. В свое время верование раздробили на оккультные языческие религии: культ предков, анимизм, полидоксию, тотемизм и шаманизм.

В основе тенгрианства заложено обожествление Тенгри — неба в широком смысле. Тенгри вездесущ, он является всем и причиной всего, воплощает в себе все сущее, заключает в себе свет и добро.

Именно поэтому отсутствовала необходимость искать определенное место для проведения ритуалов и обрядов. Примечательно, что высокую гору или дерево тюркские народы называли Тенгри.

Эта традиция сохранилась и в наши дни — к ветвям одинокого дерева привязывают ленточку в знак почитания святости места.

Согласно верованию, человек должен относиться с уважением и любовью ко всему окружающему миру. Культ Тенгри — это признание дуальности мира, восприятия и понимание себя как части природы, единения с ней. У деревьев, земли, рек, гор, как и у человека, существуют Аруахи — духи-хранители.

Казахи верят, что у человека есть душа, нуждающаяся в пище, которую как раз и дает дух Аруах. Считается, что любые деяния отражаются на душе человека. Зло, нарушение обещаний и клятв, предательства оскорбляют дух предков, а тем самым и Тенгри.

Такая традиция почитания Аруах обязывала казахов знать своих предков до седьмого поколения.

В отличие от других религий, в тенгрианстве сохранялась вера в бессмертие физического тела, смерть представляется сном, который однажды сменится пробуждением. Поэтому в могилу, рядом с человеком, помещали вещи, необходимые ему в новой жизни.

В наше время культ Тенгри переплетен с либеральным исламом и научным мировоззрением. Сейчас под тенгрианством понимается некая «народность», свободная религиозность тюрок, почитание предков, уважение к живым и мертвым, любовь к природе, сохранение культурных ценностей, обычаев, традиций.

Шаманство

Элементы шаманизма прослеживаются в жизни многих народов. Тюрки отводили шаманским способностям главное место, за помощью шаманов (их называют баксы) обращались верховные правители кочевых империй. Люди приходили к ним, ища спасения от болезней и различных напастей. Все это укрепляло «власть» баксы и способствовало развитию шаманизма.

Само слово «баксы» происходит от чагатайского «бақшы».

Шаманам приписывали способность контактировать с потусторонними силами, пророчить, врачевать, предсказывать будущее, ворожить, распознавать мысли, видеть прошлое, вершить человеческую судьбу, изгонять духов, вызывать природные изменения.

К светлым духам казахский народ причислял Аруах, ангелов и фею. От таких существ, как дьявол, злой дух, албасты (демоны), жезтырнак (демон в облике красивой женщины с медными когтями и орлиным носом), старались уберечься.

Основная функция шаманов заключалась в предотвращении явлений, опасных для человека. Баксы гармонизировали жизнь общества, с помощью транса нейтрализуя негативную энергию, скопившуюся в обществе.

С распространением ислама к шаманам стали относится двояко — их принимали за людей, вступающих в контакт с демонами и дьяволом. С того времени баксы перестали регулировать общественную жизнь и жили обособленно от людей. Но жители продолжили обращаться к ним с просьбой о врачевании и предугадывании болезней.

Верования казахов

Казахстан — это поликонфессионная страна, в ней существует 46 конфессий и доминаций (данные 2009 года), функционирует 4200 религиозных объединений и общин. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий. Так кто же они, казахи, — мусульмане или христиане? И о каких религиозных течениях следует знать при посещении страны?

Суннизм

Раскол во второй половине VII века привел к образованию суннизма — направление ислама, которое не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека (на момент раскола — потомков Мухаммеда). Только сам Великий Пророк и его заповеди являются для суннитов примером в жизни. Духовную власть имеют избранные правители-халифы, осуществляющие толкование религиозных текстов, а не законодательства и судейства.

Суннизм включает четыре школы — мазхаба. Крупнейшая из них — ханафитская. Основал ее выдающийся богослов Абу Ханиф. Он предложил методологию богословия, ставшую основой ханафитской школы.

Ее особенности:

  • глубокая практическая значимость в ежедневной жизни;
  • отсутствие особенного и единственного, полновластного религиозного лидера.

На своем примере богослов демонстрировал постижение религиозных заповедей путем обсуждения, совета, формированием коллективного мнения. Все должно было вдохновлять и побуждать к размышлениям и исследованиям.

Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. Укоренение ислама происходило в тесной связи с культом Тенгри и зороастризмом. Сначала верование охватило только Юг страны, и уже в конце X века достигло широкого распространения на побережьях Сырдарьи и Семиречья.

С каждым годом позиции мусульманской религии крепли, строилось множество мечетей (в основном на частные вложения). В период правления султана Арын-Газы произошло глубокое внедрение законов шариата в быт. XIX столетие отмечено влиянием степных татар, становившихся муллами и выполнявших просветительскую функцию.

Имеющиеся святые места и сооружения: Мавзолей Арыстан баб, Унгуртас, Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, Мавзолей Айша-Биби, Мавзолей Бабаджа Хатун, Улкен-Агаш, гора Казыгурт и др.

Католицизм

Одно из направлений в христианстве. Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле».

Католицизм в страну попал в советское время через репрессированных, отправленных в места заключения. Среди них была внушительная доля католиков, которые после освобождения оставались в республике.

Апостольская администратура Казахстана была учреждена в 1991 году. Сегодня на территории Республики Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: в Астане, Алма-Ате и Атырау. Также действует несколько приходов греко-католиков.

Возведенные сооружения: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Святого Иосифа Обручника, Храм Святой Княгини Ольги, Храм Святых Верховных Апостолов Петра и Павла и др. Всего зарегистрировано римско-католических приходов — 83, а греко-католических — 5.

Протестантизм

Это ветвь в христианстве, определяющая принципиальными три положения: священство всех верующих, спасение личной верой, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Учение начало свое распространение в ходе присоединения Казахстана к Российской империи через солдат-лютеран и военнопленных, меннонитов. Протестантизм в Казахстане включает следующие конфессии: лютеранство, меннонитство, баптитзм и другие, в том числе нетрадиционные общины.

Официально зарегистрировано 1267 организаций, располагающих 543 культовыми сооружениями.

Иудаизм

Одна из древнейших монотеистических религий, базирующаяся на 13 принципах веры. В Казахстане представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Распространение иудаизм получил в связи с указом Николая I о натуральной воинской повинности для евреев.

Малолетних отправляли для приготовления к службе в кантонистские школы, зачастую расположенные в отдаленных регионах. Так, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

В 1870 году сложилась первая община в городе Верном (Алма-Ата), а первая синагога была открыта в 1884 году в простой деревянной избе. Регистрации еврейского молитвенного общества добились только в 1907 году. С 1994 главный раввин Казахстана — Ешая Элазар Коген. Имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.

Секты и нетрадиционные религии

Сегодня в государстве можно встретить последователей различных оккультных течений.

Среди них множество деструктивных и тоталитарных сект, представляющих угрозу национальной безопасности и психике их адептов.

На территории государства к нетрадиционным конфессиям относятся «харизматические» религиозные объединения «Новая жизнь», «Агапе», «Грейс», «Церковь объединения Муна», «Живая лоза», «Благая весть», «Алля Аят».

Другие вероисповедания

Православие — одно из мощных религиозных направлений в стране, является структурным подразделением Московского патриархата. Появилось оно на территории Казахстана в ходе колонизации Сибири и Дальнего Востока русским народом. На территории Республики Казахстан существует 9 монастырей и 230 приходов.

Буддизм в стране имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм. Буддизм в стране развит очень слабо, в основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Святое место: Тамгалы-Тас (камни со знаками).

Атеизм

Доля атеистов растет, сегодня она составляет больше 10% населения. Не редки конфликты, возникающие на этой почве, также происходит дискриминация атеизма в СМИ.

Процентное соотношение представителей

Буддизм исповедуют 0.09% населения, православие — около 20%, иудаизм — 0.03%, протестантизм — 2%, католицизм — 1.3%, ислам — около 70%.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане распространено лишь одно из направлений ислама. Для него характерно признание свободы мнений в религии, терпимость к инакомыслию, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в стране имеют скорее символический, обрядовый характер.

Мусульманские школы

У казахов в основном были распространены два типа религиозных учебных заведений: мектеб (начальные) и медресе (высшие). Из-за кочевого образа жизни возникли подвижные школы, переходящие из одной местности в другую. Многие мектебы функционировали при мечети. Учились от 3 до 12 лет, с 4-х или 5-летнего возраста. Для каждого мальчика посещение школы было обязательным.

Происходило не только обучение чтению Корана, но и изучение арифметики, синтаксиса арабского языка, механической каллиграфии, воспитание благонравных манер. В большинстве мектебов занятия проходили только зимой или только летом. Обучение в начальной школе не давало права на религиозное звание, для этого необходимо было отучиться в медресе.

На данный момент в Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений: Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при ДУМК и Казахско-египетский исламский университет «Нур».

Публичное проявление веры

Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, но формально официальной религии в Республике Казахстан нет, поэтому данный вопрос для каждого верующего является личным. Порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе с подросткового возраста женщины носят паранджу (длинный женский халат) и хиджаб (платок, не скрывающий лицо) или никаб (ткань, скрывающая все, кроме глаз).

Верховный муфтий Казахстана призвал договариваться родителей лично (например, со школой) по вопросу ношения религиозной одежды.

Роль религии в жизни казахов

Неуклонно возрастает роль религии в жизни общества, повышается ее статус и авторитет, растет число религиозных объединений, а вместе с ними укрепляется межнациональная и межконфессиональная толерантность. Религия является ценностной ориентаций, регулирующей психологию, отношение к жизни и социальное поведение жителей.

о вере казахов

Данное видео посвящено особенностям вероисповедания казахов. 

Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-kazahstana.html

Казахстан религия. Русский Туркестан. История, люди, нравы – Водоснабжение

Русский Туркестан. История, люди, нравы. Какая вера и религия в Казахстане

Республика Казахстан – уникальное государство с древней, богатой историей и интересными обычаями и традициями, которые казахстанцы сохраняют с любовью и уважением к своим предкам.

На огромной территории этой страны, привольно раскинувшейся в Центральной Азии, проживает более ста этносов, каждый из которых может исповедовать любую религию.

Государство Казахстан о в 1991 году объявило себя независимым, демократическим и светским государством.

Здесь бок о бок развиваются практически все религии мира, если они не объявлены вне законы и не наносят вреда здоровью психике людей.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.
Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Появление христианства

Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев,  которые в 7-8 веках  по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры.

С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены,  вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Проявления буддизма в Казахстане

Буддизм зародился в Индии и уже оттуда по ВШП проник в центральные районы Азии и далее в Европу. Именно поэтому центры буддизма и ламаизма появились в Семиречье и Туркестане.

Современными археологами обнаружены остатки буддистских храмов около городища Ак-Бешим, позже города Суяба, бывшего столицей четырех государств. До сих пор при раскопках по старым трассам ВШП находят индийские статуэтки, символизирующие Будду, медную посуду, предметы культа и т.д.

С 603 года в Западно-Тюрскском государстве буддизм стал государственной религией и оказал заметное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов.

После появление ислама буддизм утратил свое влияние и сохранился лишь в некоторых самых отдаленных городах Туркестана.

Сегодня в Казахстане буддистов насчитывается около 15 000 человек.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости ( с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

(25,00

Источник: https://tvoymebelb.ru/kazaxstan-religiya-russkij-turkestan-istoriya-lyudi-nravy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.