Распространенные и нераспространенные предложения

Правила распространённых и нераспространённых предложений

Распространенные и нераспространенные предложения

Что такое предложение? Это основная единица человеческой речи. По присутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения.

Нераспространенное предложение

Нераспространенное предложение — это синтаксическая конструкция, в которой присутствуют только главные члены (подлежащее и сказуемое). В таком предложении нет главного и зависимого компонента: между частями грамматической основы наблюдается предикативная связь, или так называемая координация. Пример:

  • Пришла ночь. (Л. Н. Андреев);
  • Лето прошло! (Е. Гришковец);
  • Он засмеялся. (И. Грекова).

Распространенное — синтаксическая конструкция, в которой присутствуют не только главные, но и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

  • Приятно думать у лежанки. (А. С. Пушкин);
  • Может быть, влюбленности потеря – самая большая из потерь… (Ю. Друнина);
  • Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. (И. Бродский).

Внимание! Правило гласит, что в предложениях не распространяются: вводные слова, обращения, частицы, междометия.

Определение

Обозначает признак называемого предмета или явления. Отвечает на вопросы чей? который? какой?

Определения делятся на:

  • согласованные — согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже (добрый человек, мамина кофта);
  • несогласованные — не согласуются с главным словом (его тетрадь, стол из дерева).

На деревянном столе стоит ваза из стекла. На столе (каком?) деревянном — согласованное определение; ваза (какая?) из стекла — несогласованное определение.

Дополнение

В широком смысле обозначает объект воздействия или состояния, то есть дополнение поясняет действие, обозначаемое сказуемым. К нему можно задать вопросы косвенных падежей. В редких случаях этот второстепенный член может относиться к прилагательным и наречиям.
Различают:

  • прямое дополнение — оно находится при переходном глаголе в беспредложной форме винительного падежа. Я читаю (что?) поэму;
  • косвенное дополнение — оно находится в форме винительного падежа с предлогом и в других падежных формах с предлогом или без него. Я думаю (о ком?) о ней.

К прямым дополнениям относятся и формы родительного падежа со значением части целого: Налей (чего?) воды. (Ср.: налей (что?) воду).

Николай съел кашу и пошёл с мамой в магазин. Съел (что?) кашу — прямое дополнение; пошел (с кем?) с мамой — косвенное дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы где? при каком условии? куда? вопреки чему? зачем? откуда? несмотря на что? почему? с какой целью? когда? в какой степени? как? Оно чаще всего относится к сказуемому.

Обстоятельства выражаются:

  • наречиями,
  • фразеологизмами,
  • деепричастиями,
  • неделимыми сочетаниями,
  • беспредложными существительными в творительном падеже,
  • существительными в косвенных падежах с предлогами,
  • неопределённой формой глагола.

Вася пошёл (куда?) в школу. В школу — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Как отличить предложения

Чтобы отличить распространённое от нераспространённого, нужно определить его грамматическую основу. Если, кроме главных, в предложении есть ещё и другие члены, то это распространённое предложение. При таком анализе нужно быть особо внимательным, так как встречаются сложные случаи:

  • сказуемое может состоять из нескольких слов: Она была учительницей. Была учительницей — составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой «была» и именем существительным;
  • подлежащее может быть выражено цельным сочетанием: Железная дорога была построена. Железная дорога — подлежащее.

Рассмотрим данный способ на примере предложения: Белый гриб считается самым вкусным. Подлежащее — белый гриб (обозначает вид гриба). Составное именное сказуемое, выраженное глаголом и превосходной степенью имени прилагательного — считается самым вкусным. Предложение нераспространенное.

Таким образом, распространять предложения могут любые второстепенные члены. Однако не всегда наличие большого количества слов в предложении говорит о его распространенности.



Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/rasprostranyonnye-i-nerasprostranyonnye-predlozheniya

Распространенное и нераспространенное предложение

Распространенные и нераспространенные предложения

Распространенное и нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние отли­ча­ют­ся по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов. Узнаем, что такое рас­про­стра­нен­ное и нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке и при­ве­дем при­ме­ры.

В син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет­ся его вид:

  • по инто­на­ции (повест­во­ва­тель­ное, вопро­си­тель­ное, побу­ди­тель­ное);
  • по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке (вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное);
  • по нали­чию глав­ных чле­нов (одно­со­став­ное или дву­со­став­ное);
  • по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Важной син­так­си­че­ской харак­те­ри­сти­кой пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния. В свя­зи с этим в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния.

Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Дело было так. Тщательно и ста­ра­тель­но шел Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр… (Г. Траепольский).

Это ста­ло тра­ди­ци­ей (К. Паустовский).

Светились цве­ты. Светились недол­го (Н. Сладков).

Вечер был тёп­лый и тихий (Н. Сладков).

Ученик был нетер­пе­лив. Пять минут — неве­лик срок (М. Алексеев).

Разгорался рас­свет. Синева на восто­ке сме­ни­лась баг­ро­вой мглой, похо­жей на дым пожа­ра (К. Паустовский).

Утро было яркое, сол­неч­ное, но про­хлад­ное (Г. Скребицкий).

Распространенное предложение

Если в соста­ве пред­ло­же­ния име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назо­вем рас­про­стра­нен­ным.

С утра пошел снег (Т. Тэсс).

Пошёл когда? — с утра (обсто­я­тель­ство).

Мы затап­ли­ва­ли  (что?) печи (К. Паустовский).

В тихий день раз­ли­та меж­ду дере­вья­ми жёл­тая музы­ка (В. Песков).

Второстепенные чле­ны отно­сят­ся или к под­ле­жа­ще­му, или к ска­зу­е­мо­му, а так­же к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

К вто­ро­сте­пен­ным чле­нам при­над­ле­жат

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

Определение — второстепенный член предложения

Теплый вете­рок заби­ра­ет­ся за про­стор­ный ворот мое­го мат­рос­ско­го костю­ма и щеко­чет тело (А. Новиков-Прибой).

В соста­ве пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ем согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение — второстепенный член предложения

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Я вспо­ми­наю (что?) леса, озё­ра, пар­ки и небо (К. Паустовский).

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

  • пишу что? рас­сказ.
  • выпил (чего?) мор­са.

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

  • гор­жусь (чем?) Родиной;
  • вспо­ми­наю (о чём?) о море.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Обстоятельство, как и допол­не­ние,  в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Сумерки (где?) в лесу насту­па­ют (как?) неожи­дан­но (когда?) рано (В. Арсеньев).

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Я (когда?) и рань­ше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное звез­да­ми (В. Катаев).

У самой воды боль­ши­ми охап­ка­ми выгля­ды­ва­ли из заро­с­лей мяты невин­ные голу­бые неза­буд­ки (К. Паустовский).

Глубокая лес­ная кана­ва до самых кра­ёв была напол­не­на быст­ро бегу­щей мут­ной водой (И. Соколов-Микитов).

Обладая памя­тью необык­но­вен­ной, Пушкин уже на один­на­дца­том году был хоро­шо зна­ком с фран­цуз­ской лите­ра­ту­рой (А. Гессен).

Я стал с насла­жде­ни­ем есть сто­ло­вой лож­кой пре­вос­ход­ную про­хлад­ную еду (В. Катаев).

Кое-где сквозь чащу дере­вьев мель­ка­ли сереб­ря­ные нити лес­ных ручей­ков (А. Куприн).

Еле воло­ча от уста­ло­сти ноги и отби­ва­ясь от несмет­но­го коли­че­ства кома­ров, я под­нял­ся на воз­вы­шен­ность и огля­дел­ся (Г. Скребицкий).

урок: Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/rasprostranennoe-nerasprostranennoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.