Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил. Три отрока в пещи огненной

Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, 30 декабря

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил. Три отрока в пещи огненной

Во время Рождественского поста Церковь вспоминает многих еврейских пророков, особенное же внимание уделяет пророку Даниилу и трем его товарищам Анании, Мисаилу и Азарии, трем еврейским юношам, отказавшимся поклониться золотому истукану, построенному вавилонским царем Навуходоносором, и брошенным за это в раскаленную печь, но там не погибшим, а явившимся танцующими и поющими вместе с кем-то четвертым, в котором Церковь видит прообраз Самого Иисуса Христа. В книге пророка Даниила все четверо часто называются их вавилонскими именами: Даниил — Валтасаром, Анания — Седрахом, Мисаил — Мисахом и Азария — Авденаго. В классической иконографии «четвертый муж» в печи изображается как Иисус Христос с большими крыльями и зовется «великим советом ангельским» из пророчества Исайи (см.: Дан. 3 и Ис. 9).

Пророк Даниил во рву со львами XVIв Новгород

Пророк Даниил и три отрока

Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен.

В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств для служения при царском дворе.

Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил.

Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи.

Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей.

После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона — за воздержание (пост) и благочестие — Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе.

А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу.

Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана.

К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных орудий, пали на землю и поклонились истукану.

Если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.

По звуку трубы все пали на землю; только трое — Анания, Азария и Мисаил — не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь в семь раз сильнее печь, связать их и бросить в огонь.

Пламя было так сильно, что воины, бросавшие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал ангела Своего сохранить их среди пламени.

И они пели, прославляя Господа.

Три отрока в пещи огненной

Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Он, услышав пение, смутился, потом, изумленный, поспешно встал и сказал вельможам своим: «не троих ли мы бросили в огонь связанными? А я вижу четырех не связанных, ходящих среди огня, без всякого вреда, и вид четвертого подобен сыну Божию».

После этого он подошел к печи и сказал: «Анания, Азария и Мисаил, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите ко мне». Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежда и волосы не опалились, и запаха дыма не было от них.

Навуходоносор, видя это, сказал: «благословен Бог ваш, Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, надеющихся на Него». И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога израилева.

После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора… Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина.

Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его.

Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима.

Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжение тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился.

Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам.

На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»

Даниил ответил ему из рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления».

Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их.

После этого царь Дарий написал приказ: «Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно».

Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось.

Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин, то есть через 490 лет.

Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23—27).

Источник: «Закон Божий для семьи и школы» Составил протоиерей Серафим Слободской

Тропарь пророка Даниила и трех отроков: Анании Азарии и Мисаила

глас 2
Велия веры исправления: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже спаси души наша.

Кондак трех отроков

глас 6
Рукописанного образа не почетшее, но Неописанным Существом защитившееся, треблажении, в подвизе огня прославистеся; среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога прзвасте: ускори, о Щедрый! И потщися, яко Милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3
Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо, яко настоящая, далече сущая, львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Икона «Три отрока в пещи огненной». Синай. Монастырь св. Екатерины

Вера трех отроков

История о трех юношах в Вавилоне особенно любима православными христианами, и эта любовь отразилась в церковных службах.

Память этих трех еврейских отроков и пророка Даниила отмечается не только перед Рождеством Христовым, но о них Церковь поет и вспоминает и в два воскресенья перед Рождеством, посвященных памяти всех ветхозаветных праведников, подготовивших пришествие Христа.

Кроме того, рассказ о них читается целиком, вместе с их молитвой перед вхождением в огонь и их песней, которую пели они в печи раскаленной, в канун Господней Пасхи, Распятия и Воскресения.

И на каждой всенощной накануне дня Господня в течение всего церковного года об этих юношах поется в 7-й и 8-й песне воскресных канонов утрени и предписывается петь ту песнь, которую пели они в печи.

Рассказ об этих юношах очень важен для нас по многим причинам, главная из которых — их нерушимая вера в единого истинного Бога, Господа Израиля, и их свидетельство о том, какой должна быть истинная вера.

Сколь отличной была их вера от той, какую многие сегодня считают достаточной! Сегодня многие, даже среди христиан, считают, что по-настоящему верить в Бога значит предъявлять Ему требования, быть уверенными в том, что Он будет содействовать благосостоянию Его народа, и рассчитывать на Его помощь в любых мирских делах.

Они говорят, что те, кто не выражает свою веру именно таким способом, на деле слабы в вере, сомневаются в божественных обещаниях Господа. Но такое отношение к вере в Бога не имеет ничего общего с верой трех святых отроков. Трое юношей, представ перед злым царем вавилонским, не требовали от Бога, чтобы Он спас их от огня.

Они, конечно, верили, что Он может их спасти, но они не настаивали на том, чтобы Он это сделал! Наоборот. Они свидетельствовали о том, что их Бог делает то, что Он хочет, и не их дело, что Он сделает или не сделает. Они доверяли своему Богу во всем. Если Он пожелает их спасти, они с радостью примут спасение. Но если воля Его в том, чтобы они погибли, они и это примут! Ибо они верили в то, что Бог, что бы Он ни делал, всегда есть и будет Богом, Которому они могут крепко довериться в надежде на победный конец. И что бы ни делал Бог, они ни при каких обстоятельствах не стали бы поклоняться золотому истукану, поставленному Навуходоносором. Одним словом, по свидетельству трех юношей, истинная вера и настоящее доверие Богу исключают любые требования и сделки. Истинная вера всегда готова, как наиболее ярко показал Христос, принять все, что пожелает и пошлет Отец Небесный, и она знает, что верные Его никогда не будут посрамлены. Только такая вера могла превратить огонь в росу и спасти от смерти.
Из книги «Зимняя Пасха» протопресвитер Фома Хопко

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/pamyat-proroka-daniila-i-treh-otrokov-ananii-azarii-i-misaila-30-dekabrya.htm

Книга книг. Три отрока в пещи огненной | Вера-Эском

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил. Три отрока в пещи огненной

За шесть веков до рождения Христа Иерусалим был завоёван вавилонским царём Навуходоносором II. Храм Соломона был разрушен, много народа израильского было взято в плен.

Среди пленников в Вавилон попали знатные иудейские отроки: Даниил, Анания, Азария и Мисаил – по преданию, они были потомками царя Езекии.

Имена уведённых в вавилонский плен прославляли Бога: Даниил – «Бог мой Судья» (в древнееврейском имени Даниэль «дан» означает судья, «эль» – Бог); Анания – «Бог милостив»; Мисаил – «кто как Бог»; Азария – «Бог помогает». Царь Навуходоносор дал пленникам имена в честь языческих божеств.

Он наделил отроков роскошью при дворе, распорядился обучить их халдейской премудрости. Они должны были обучаться у начальника евнухов книгам и языку, чтобы нести затем службу при царском дворе.

Об этих событиях рассказывается в библейской книге пророка Даниила (от лица которого написана эта библейская книга, хотя в первых шести главах он упоминается в третьем лице).

С принятием языческих имён юноши, однако, не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя давать им не мясную пищу с царского стола, окроплённую кровью животных, а растительную.

Воспитатель согласился, но с условием, что после десяти дней питания растительной пищей он проверит их здоровье и самочувствие.

В конце испытательного периода эти юноши оказались здоровее других, и им было разрешено вкушать пищу по своему усмотрению.

Даниил обладал даром толкования снов и видений. Однажды царь Навуходоносор увидел весьма встревоживший его сон. Поскольку он считал, что через сновидения боги возвещают свою волю людям, под угрозой смертной казни он потребовал от своих мудрецов, чтобы те вспомнили, что именно ему снилось, а затем и истолковали его сон.

Вавилонские прорицатели не сумели сделать этого, но смог Даниил.

Изваяние, увиденное царём во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бёдра и чрево – державу Александра Македонского, а ноги «частью железные, частью глиняные» – Римскую империю.

Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, богословы истолковывают так: камень – это Мессия, а гора – Дева Мария («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»).

Бытует версия, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, однако это не так. Скорее всего, это была статуя покровителя царя – «великого бога мудрости» Меродаха, «кто воскрешает из мёртвых».

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние «на поле Деире,  в области Вавилонской» (оно находится в пяти километрах к югу от развалин Вавилона, вблизи речушки Дура, которая впадает в Евфрат). Событие предстояло для страны не рядовое.

Прежде все религиозные обряды совершались в небольших помещениях, куда никто не имел доступа, кроме жрецов. Даже цари обычно не имели права входить к божеству, а обыватели видели божество только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города.

Навуходоносор совершил религиозную революцию: если прежде богослужение было тайным, то теперь люди могли видеть, как жрецы совершают жертвоприношения на алтаре под открытым небом, и вместо ритуала, выполняемого жрецами, царь ввёл своего рода всеобщую молитву, действо, в котором должны были участвовать все его подданные.

Царь приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и пр., как только заиграет торжественная музыка, поклониться статуе.

Трое юношей отказались исполнить повеление царя. Халдейские чиновники не замедлили донести об этом царю. Узнав об этом, Навуходоносор приказал разжечь плавильную печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда непокорных.

Подобное наказание за непослушание было в духе страны и эпохи; подходили к печи, чтобы бросить жертву, в основном рабы, и так как при этом невозможно было не получить серьёзного ожога, часто сами эти люди умирали.

Печь представляла собой яму в земле размером 5 на 6 метров, с поддувом, где стояли меха и была система подачи горючих материалов смол, нефти. Она предназначалась для выплавки металла, но туда бросали и преступников.

На старинных иконах изображалась фигура Архангела Михаила, распростёршего крылья и возложившего руку на охраняемых им и спасённых Господом отроков, а у подножия огненной печи рисовались убитые пламенем халдеи.

Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли и испытание огнём. Тогда по молитве святых отроков в печь сошёл ангел с небес и угасил полыхавшее в ней пламя.

Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей.

Основываясь на раскопках и на древних текстах, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, существовали у вавилонян.

В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки схожих статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Например, три статуи из золота, описанные Диодором Сицилийским, весили 143,5 тонны.

Почему рядом с тремя отроками не было Даниила? Об этом мы можем только догадываться.

Возможно, высокое положение Даниила при дворе избавило его от необходимости подтверждать свою лояльность золотой статуе Миродаха.

Иоанн Златоуст объясняет это так: когда Даниилу было присвоено имя Валтасара, производное от имени вавилонского бога, Бог не попустил, чтобы этим языческим именем совершилось чудо – побеждён огонь.

Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был Архангел Михаил. Навуходоносор выразился так: «Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию» (Дан. 3, 91).

Спасённые святые отроки принялись плясать от радости, воспевая благодарственную песнь Господу Богу Израиля.

Прославив имя Господне, они призвали всё творение вместе с ними «петь и превозносить Его во все веки», благословляя «все силы Господни», «солнце и луну», «всякий дождь и росу», ветры, холод и зной, китов и всё движущееся в водах, всех птиц небесных, зверей и весь скот, сынов человеческих, духов и души праведных – воистину эпическая картина! Перечислив в своём гимне все создания Божии, лишь после этого они назвали самих себя как самых малых и смиренных: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлёк нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас».

Так они символически привели всё творение к поклонению слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь ангелу, дабы спасти всех.

«Песнь трёх отроков» (Дан. 3, 24–90) многими исследователями Библии считается позднейшей вставкой, так как её нет в древних еврейских текстах, например в Кумранских рукописях; их также нет и в толкованиях на Книгу пророка Даниила у свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др. Протестанты не признают этот текст священным.

Далее события развивались так: Навуходоносор велел отрокам выйти из печи. Он возвратил святым Анании, Азарии и Мисаилу их высокое положение и повелел отныне предавать смерти всякого, кто дерзнёт произносить хулу на Бога Израилева.

Книга Даниилова рассказывает нам ещё о многих событиях, произошедших в Вавилонском царстве, – было ещё чудесное спасение Даниила во рву со львами, толкование загадочных слов, написанных рукой на стене. Но обо всём этом здесь речи не будет.

Святой пророк Даниил мирно упокоился в возрасте ок. 80 лет, на второй год после возвращения еврейского народа в Землю обетованную. Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. По другому преданию, они были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

В кратком житии вавилонских отроков, изложенном в Синаксаре Константинопольской Церкви, сообщается, что отроки воскресли вместе со Христом, но со временем умерли. В середине V века н.э. состоялось перенесение их мощей из Вавилонии в Константинополь.

Есть также предание, что гробницы пророка Даниила и отроков находятся в Киркуке (Ирак).

Основной смысл истории трёх отроков – это возможность, сохраняя верность Господу, жить и даже достигнуть карьерного успеха, находясь под властью язычников.

По этой причине в годы золотоордынского владычества на Руси история про отроков была очень популярна в народе – она давала христианину образец поведения в этих непростых условиях.

А благоверный князь Иван Калита, покупавший у хана ярлыки на правление в русских княжествах, принял перед смертью имя Анания.

* * *

Легенда об отроках в пещи огненной на Руси исполнялась в виде театральной постановки «Пещного действа» в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. На основе библейской легенды Симеон Полоцкий написал литературное произведение, по которому и совершалась постановка. Сама традиция эта была позаимствована у Византии.

По окончании богослужения на середину храма выносили деревянную печь. Халдеи выводили связанных отроков, допрашивали их и «бросали» в печь. Отроки заводили песню, воспевающую Господа Бога.

Неожиданно появлялся ангел и освобождал отроков из «пещи огненной». Халдеи становились в стороне с поникшими головами, а Архангел Михаил и юноши обходили три раза вокруг печи.

После представления ряженые поджигали святочные огни и плакун-траву. С этого действа начинался зимний карнавал.

При Петре Первом «пещные действа» были запрещены.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Источник: https://vera-eskom.ru/2019/01/kniga-knig-tri-otroka-v-peshhi-ognennoy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.