Причиной возникновения зпр у ребенка не является. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек. Воля, память и внимание

Содержание

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Причиной возникновения зпр у ребенка не является. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек. Воля, память и внимание

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

статьи:

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления зпр относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.

  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч.

    Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.

  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.

  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.

  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.

  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причиной возникновения зпр у ребенка не является. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек. Воля, память и внимание

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.

Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/mental-retardation

Как определить ЗПР у ребенка? Симптомы и признаки

Причиной возникновения зпр у ребенка не является. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек. Воля, память и внимание

Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш.

Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания.

Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами.

Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.

Симптомы и признаки ЗПР у ребенка

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша.

Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру.

В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?

Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.

Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.

Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.

В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение.

Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада.

Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.

В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.

В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.

И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.

Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.

Источник: https://KinderBoo.ru/kak-opredelit-zpr-u-rebenka/

Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности

Причиной возникновения зпр у ребенка не является. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек. Воля, память и внимание

Оснач Татьяна Васильевна
Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности

Что такое поведение?

Поведение по Ефремовой:

1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.

2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.

3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.

Поведение по Ожегову:

Образ жизни и действий

Поведениев Энциклопедическом словаре:

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.

Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разногорода (напр., электрона в магнитном поле и т. д., с сер. 20 в.

термин известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Поведениепо Психологическому словарю:

Поведение – целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

В основе поведения лежат потребности живого организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.

Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Механизмы поведения

Поведение человека напоминает музыкальную партитуру, в которой одновременно звучат мимика, поза, жест и все каналы коммуникаций. Однако на каждом последующем шаге поведение вполне прогнозируемо и зависит от ведущего механизма поведения.Выделяют:

— Прямое проявление поведения, которое осуществляется, когда нет препятствий для достижения цели.

— Усиление поведения — интенсивность поведения возрастает при наличии препятствия, соответствует увеличению агрессивного радикала.

— Ослабление поведения и вакуум активности. Препятствия приводят к истощению энергии действия и «параличу» активности (вакуум активности). В патологии соответствует ступору.

— Переадресация поведения. При невозможности направить поведение на конкретную цель в результате препятствия оно переключается на иную цель. Может переадресовываться любое поведение, например сексуальное, пищевое или агрессивное. В патологии механизм заметен при патологическом аффекте, парафилия.

— Смещение поведения. При невозможности достижения цели происходит переключение на иное поведение. Например, при невозможности реализовать сексуальное поведение возникает агрессия. При патологии обнаруживается в клинике бреда, обсессивно-компульсивных расстройств, неврозах.

Поведение социального «облегчения» — увеличение активности или имитация поведения при наблюдении аналогичного поведения у окружающих. При патологии заметно при зависимых расстройствах личности, наркоманиях и гебефрении.

— Ритуализация. Обычное поведение достижение цели приукрашивается личными или социальными ритуалами и маркерами. К поведению такого рода в норме относится ухаживание как этап сексуального поведения. При патологии ритуализация заметна при диссоциативных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве.

— Амбивалентность. Одновременное существование двух противоположных мотивов и способов достижения целей или противоположных целей. Наиболее часто усиливается при кататонии и обсессивно-компульсивном расстройстве.

— Альтруистическое поведение. Отказ от достижения цели с целью предоставления возможности ее достижения окружающим. Одной из версий является фиксация на этом поведении при некоторых формах анорексии и суицидальной активности.

В норме присутствуют все механизмы поведения, но при патологии возникает фиксация на одном из них.

Дети с задержкой психического развития имеют явные сложности с поведением. Эта может проявляться в самых разнообразных формах. Ограниченные способности самообслуживания и социальных навыков.

Болезненное восприятие критики, ограниченный самоконтроль, странное или неуместное поведение, так же как агрессия или даже собственное членовредительство. Задержка психического развития, включая расстройства поведения, может сопутствовать ряду генетических заболеваний.

В целом, чем сильнее степень задержки развития, тем сложнее проблемы с поведением.

Особенности поведения у детей с ЗПР

1. Адаптивное поведение – ежедневная деятельность ребёнка, обеспечивающая взаимодействие с другими детьми, у детей ЗПР адаптация снижена.

2. Агрессивное поведение – действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями.

Нередко агрессивность детейнаправляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т. д.

3. Гиперактивное поведение – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства.

Ребёнок находится в постоянном движении, не может себя контролировать, быстро и много говорит, перебивает, не дослушивает. Его невозможно уложить спать, ребёнок не реагирует на запреты и ограничения.

Коррекция адаптивного поведения у детей ЗПР

1. Работа с родителями (совместные занятия, режимные моменты);

2. Музыкально-двигательная игротерапия;

3. Игры-драматизации (проигрывание сказок, рассказов);

4. Игры-тренинги (имитационные подражания, пантомимические упражнения).

Коррекция агрессивного поведения у детей ЗПР

1. Любовь родителей.

2. Контроль собственных агрессивных импульсов.

3. Выражение своих чувств.

4. Объятия.

5. Уважение ребёнка.

6. Неэффективность агрессивного поведения.

7. Социальные правила поведения.

8. Похвала.

9. Беседа о поступке.

10. Сказкотерапия.

11.«Сердитая подушка».

Коррекция гиперактивного поведения у детей ЗПР

1. «Спокойствие, только спокойствие». Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

2. Чёткий распорядок дня. Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой.

Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы “по ходу дела”.

Скажите себе: “Четкий распорядок дня” и постарайтесь сами стать более организованными.

3. Малыш не виноват, что он такой “живчик”, поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он “неправильный” и не может угодить папе с мамой.

4. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).

6. “Движение – это жизнь”, недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

7. Правильное питание. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.

Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.

Еще одно правило: если ребенок не хочет, есть – не заставляйте его!

8. Пассиввные игры.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним (“Тебе интересно это, давай посмотрим…”, но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

9. Расслабление. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним “рецепт” обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,что это может быть: арттерапия, сказкотерапия.

Используемые Интернет-ресурсы:

1. http://ru.psyznaika.het);

2. http://ru.wikipedia.org;

3. http://deteimir.ru//

4. http://eva.ru/kids;

5. http://psyznai;

6. http://coolreferan.com.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-povedenija-detei-s-zpr-i-ego-rol-v-formirovani-lichnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.