Какие народы на самом деле являются потомками монголо-татар. История и происхождение монголов из китайских источников

История и происхождение монголов из китайских источников. – Исторический дискуссионный клуб – медиаплатформа МирТесен

Какие народы на самом деле являются потомками монголо-татар. История и происхождение монголов из китайских источников

Монгольские племена, искони граничат с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно обратиться к китайским источникам.

Китайские источники, о которых выше упомянуто, заключаются в династийных Историях, в государственной статистике и государственной летописи.

Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

Еще во времена древней династии Чжеу, в стране, заключающей в себе названия маньчжурские губернии Гиринь и Хэ-лун-гян, царствовал Дом Сушень.

С небольшим за два века до Р. Х. место его заступил Дом Илоу, который в четвертом столетии по Р. Х. переименовался Уги и разделился на сем больших айманей.

В шестом столетии из семи угискнх айманей усилился Черпоречный аймань, Хэй-шуй-бу , а в начале седьмого столетия он отделился от Уги, принял народное название Черноречного Мохэ, Хэй-шуй-мохэ, и в непродолжительном времени разделился на шестнадцать новых айманей. В сие время Мохэ на юге смежен был с царством Бохай, на западе с народом ши-вэй .

В восьмом столетии бохайский государь покорил их под свою власть, а в начале девятого столетия один из шестнадцати Мохэскнх айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию и осел на северной стороне хребта Инь-шань.

  Татань есть маньчжурское слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим сторонам Амура, от Аргуни до Вост. океана.

Земли солонов и дахуров по реке Нопь-мурэнь принадлежали мохэсцам.

Сей-то Дом Татань в 966 году, т. е. чрез полтора столетия по приходе его в Южную Монголию, представил дань императору Тхай-цау, основателю династии Сун.Во второе лето правления Цзин-дэ девять гатаньских поколений представили дань Дому Кидань. Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Р. Х.

Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею; следовательно, татаньские поколения находились под его зависимостью.

Из его места открывается: 1-е, что аймань Татань, первоначально состоявшийся из одних родов, через два столетия по переселении, в состоянии был разделиться на девять айманей, но еще был столь силен, чтобы не признавать верховной власти киданей над собою; 2-е, что татаньцы во все это время кочевали по северную сторону хребта Инь-шань; потому что Халка в первой половине девятого столетия еще находилась под ойхорами, исключая восточной части под шивейцами; по падении же ойхоров остались в Халке поколения Юйгю-люй и Шнвэй, оба под зависимостью Киданей.

В пятое лето правления Шао-хин Дом Гинь объявил войну монголам. Монголы обитали от Нючженей к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть в темноте ночи; брони делали из моржевой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них.

Пятое лето правления Шао-хин соответствует 1135 году по Р. Х. Дом Гинь основал империю в 1113 году, по ниспровержении Дома Кидань; а по происшествии 20 лет вынужден был объявить войну монголам. Из слов: монголы обитали от Нючженей к северу и пр.

открывается: 1) что татаньцы в начале XII века перешли от хребта Инь-шань в Халку, которая в отношении к Южной Монголии, уже завоеванной нючженями, лежала на севере; 2) что в числе родов, первоначально составлявших Татаньский аймань, давно находился Дом Монгол, и что сей Дом, по своему могуществу, впоследствии избран был главой татаньских поколений; потому что в сем месте народное название Татань заменено названием Дома Монгол, и Нючжени имели дела с ним, как представителем всего татаньского народа. Хи-цзун,третий государь из Дома Гинь, по вступлении на престол в 1135 году, немедленно отправил войско против монголов, вероятно с той целью, чтобы с одной стороны вытеснить их из Халки, а с другой, приостановить напор диверсии с севера, придать более силы своим военным действиям в юге. В сие время Дом Гинь уже покорил Китай с севера до Желтой реки, и две армии его действовали на южной стороне сей реки, одна в Хэ-нань, другая в Шань-си.«В девятое лето правления Шао-хин монголы неожиданно напали на войско Дома Гинь у гор Хай-лин, и совершенно разбили. Хушаху, полководец Дома Гинь, воюя с монголами,издержал съестные припасы и пошел в обратный путь. Монголы, преследуя его,неожиданнонапали и совершенно разбили войско его у гор Хай-лин». Девятое лето правления Шао-хин соответствует 1139 году по Р. Х. Хушаху четыре года стоял против монголов. В прошлом 1138 году открыты были мирные переговоры между Домом Гинт и Южным Китаем, а в настоящем году война была возобновлена с большею силою. Монголы не воевали ли с нючженями как наемные союзники Южного Китая? По времени и обстоятельствам войны это кажется очень вероятным. «В семнадцатое лето правления Шао-хин Дом, Гинь и Монголы заключили мир. В прошлое время, как казнили Даланя, то сын его с подданными отца отложился от Нючженей и вступил в союз с монголами. Сие обстоятельство наипаче усилило монголов. Нючженский полководец Учжу, посланный для усмирения их, в продолжение нескольких лет не мог покорить их, почему заключил с ними мир, по которому уступлены были монголам 27 укрепленных селений на северной стороне реки Си-пьхин-хэ, и положено ежегодно доставлять им (монголам) большое количество рогатого скота, риса и бобов; сверх сего монгольскому старейшине предложен титул мынфусского царя, но он не принял сего титула, а дал своему царству наименование Великий Мын-гу, т. е. Монгол. Ныне заключили мир и ежегодно доставляли великое множество вещей. После сего монгольский старейшина сам принял титул Цзу-юань-хуан-ди; правление переименовал тьхань-хин».

Семнадцатое лето правления Шао-хин соответствует 1147 году по Р. Х. Далань имел главное начальство над восточною нючженскою армиею в Хэ-нань. При открывшихся мирных переговорах в 1138 году, он с князьями Фулуху и Элугапь полагал возвратить Дому Сун страну Хэ-инь.

Учжу, управлявший западною Нючженскою армиею в Шань-си, подозревал Даланя и Фулуху в тайных сношениях с Домом Сун и донес государю. Мирные переговоры были прерваны, и Учжу в 1139 году получил главное начальство над армией в Хэ-нань с предписанием продолжать войну. Фулуху и Далань составили заговор произвести бунт, но злоумышление их открыто.

Фулуху и Элугань преданы казни, а Далань, как владетельный князь, освобожден от суда и переведен к другой должности. Огорченный неуважением заслуг его, оказанных при основании царства Гинь, он опять замышлял произвести бунт, но замысел его также открыт был и Далань убит в побеге на юг.

Учжу счастливо кончил войну в Южном Китае и в 1141 году заключил мир, по которому Дом Сунь уступил Нючженям Хэ-нань, и признал себя вассалом их. В следующем 1142 году Учжу принял главное начальство над войсками против монголов, и, потеряв пять лет в безуспешной войне, кончил ее невыгодным миром. Впрочем не должно тягостные условия сего мира принимать в прямом смысле.

  Глава монголов, титулясь в татаньских поколениях верховным ханом или императором,в письменных сношениях с Домом Гинь подписывался вассалом его; а Дом Гинь за такую уступчивость ежегодно производил ему большую плату скотом, рисом и бобами. Это искони доныне есть самое обыкновенное дело в китайской политике.

Итак, происхождение монгольского народа и Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа восходит слишком за 23 столетий до Р. Х.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.

В чем была путаница термина и истории татаро монгол?

Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его удовлетворительно.

Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома, а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный монгольский дом за собственный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начало, ни конца. Наконец Клапрот, в его Mêmoires sur l'Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все, написанное китайцами о древних среднеазиатских народах,есть заблуждение, и ученые знаменитости во всей Европе преклонились пред ним. Клапрот в своих записках об Азии вот что говорит о народах монгольского поколения: «Рассматривая этнографическую таблицу народов Внутренней и Средней Азии до 1000 года, можно изумиться, что в ней не упоминается о монголах. Причина сему заключается в том, что большая часть поколений, составляющих сей народ, жила на самом севере и потому не могла войти в сию таблицу; ибо ока представляет только народы, обитавшие в той части Азии, которая заключается между цепью Гималая, простирающегося к северо-востоку, и цепью гор Алтай, Танну, Хангай и Хингань, которые отделяют Гоби от рек, впадающих в верхний Амур». Итак, монголы, по мнению Клапрота, искони занимали южные пределы Восточной Сибири – от Аргуни на западе до Енисея; а внутреннее пространство Монголии все принадлежало разным поколениям тюркского племени, и сам глава монголов родом был татарин, а подданные его были тюрки. Из этой галиматьи ясно видно, что Клапрот не читал с должным вниманием положительных сведений о происхождении Дома Монгол, сообщаемых китайскою Историею, а в основание принял предположение собственного своего вымысла, и из сплетения выводимых отсюда умозаключений составил цепь, совокупляющую разноплеменные поколения в один народ. Ныне подобные нелепости нередко называем серьезным именем спорных вопросов, разъяснение же сих вопросов, изложенное в витиеватых критических разысканиях, считаем глубокою ученостью; а если будем основательно разбирать доводы обеих сторон, то нередко выходит из них свод одного пустословия с другими, из которых впрочем оба опираются на древних греческих и мусульманских писателей, часто кстати и некстати приводимых учеными нашего времени.

интересная справка:

Аймань есть маньчж. слово, по монг. айман, по кит. бу., зн. Удельное владение.

Амур издавна известен Китаю под кит. названием Хэй-шуй; и переводе: черная река. Ныне он по-маньчж. называется Сохалян ула, черная река; на кит. Хэй-лун-сян, река черного дракона.

 Народ Шивэй обитал от Амура на северо-западе, т. е. занимал земли Нерчинской области. Еще наладился Милый Шииэй, обитавший от Хулунь-нора на юго-западе.

Тунгузский Дом Нючжень с 1115 года принял название Гинь.

 название Монгол относится к одним татэньским поколениям.

Этноним тунгус понимается как общее обозначение всех племен тунгуского происхождения от реки Оби до Охотского моря,от Колыми до Маньчжурии и Синьцзяна. его связали с татарским словом тонгус ( свинья ),т.е людьми питающими свиньями.

p.s   все источники взяты с исторических документов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ:  

http://mapoftheworld.ru/karta-mira/istoricheskaya/

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43872948652/Istoriya-i-proishozhdenie-mongolov-iz-kitayskih-istochnikov.

Заблуждения о монголо-татарах, которые вы считали правдой

Какие народы на самом деле являются потомками монголо-татар. История и происхождение монголов из китайских источников

Происхождение татаро-монголов, их нашествие на Русь и дальнейшая судьба – одна из самых мифологизированных и спекулятивных исторических тем.

В зависимости от политической конъюнктуры и ради погони за сенсациями различные авторы выдвигали самые причудливые версии: от заявлений, что никакого татаро-монгольского ига не было, до гипотезы о европеоидности Чингисхана и его дружинников.

Вопрос о том, кого считать потомками средневековых монголов, и вовсе служит идеальным яблоком раздора: можно стравить и довести до исступления представителей десятка народов, каждый из которых непременно предъявит «неопровержимые» доказательства прямого родства с воинами Темучжина.

ДЛЯ СПРАВКИ: Темучжин – имя, данное будущему завоевателю при рождении. Чингисхан – титул, пожалованный ему на съезде монгольских племен в 1206 году.

Отец Темучжина, Есугей-багатур, прославился как великий воин, постоянно сражавшийся с татарами.

Своего очередного сына он назвал в честь татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого захватил в плен незадолго до того, как узнал о рождении мальчика.

Чингисхан. Портрет на ткани, выполненный в конце XIII в. Национальный музей дворца Тайбэй, Тайвань. Источник: sergey-v-fomin.livejournal.com

Кто придумал татаро-монголов?

В первую очередь надо отметить, что «татаро-монголы» – это термин, достаточно поздно введенный историками для удобства написания книг и знакомства читателей с реалиями давно минувших столетий.

Часто можно встретить утверждения, что первым о татаро-монголах заговорил Николай Михайлович Карамзин. Это не совсем верно. Карамзин действительно много писал по данной теме, однако употреблял термины «монгольское иго» или «Батыево иго».

Условное понятие «татаро-монголы» ввел в научный оборот другой историк – Петр Николаевич Наумов. В 1823 году он использовал этот термин для обозначения «монгол, называемых татарами». В последующие годы термин органично слился с понятием «татарского ига», которое появилось в польской литературе еще в конце XV века, и превратился во всем известное «татаро-монгольское иго».

На самом же деле народа, включавшего в себя татар и монгол, никогда не было. Согласно данным китайских хроник династии Тан, древние монголы были выходцами из племени шивэй, которое принадлежало к этнической группе кочевников киданей. Китайские хронисты называли монгольские племена «мэньу» или «мэнва».

С VII по Х век эта кочевая общность активно расселялась, двигаясь из района в верховьях Амура на запад. Естественно, при этом дробились старые племена и возникали новые. В результате из того же племени шивэй выделились татары.

Впервые они упоминаются в качестве самостоятельной группы в 732 году, и с этого времени быстро набирают силу.

Всего за сто лет молодое племя стало настолько могущественным, что соседние уйгуры и жители Центральной Азии стали называть «татарами» всех степняков с монгольских равнин.

Армия Чингисхана штурмует китайскую крепость Источник: warspot.ru

Вендетта в степи

Отношения в средневековой степи были простыми и незамысловатыми: сильные убивали и грабили слабых, слабые сбивались в стаи, чтобы отплатить обидчикам той же монетой.

Войны между племенами дополнялись разборками между кланами, а те происходили на фоне постоянных убийств одних родственников другими. Даже члены отдельных семей не стеснялись поднимать друг на друга оружие.

По мере сил маслица в огонь подливало китайское государство, для которого непрерывная резня между кочевниками была лучшей гарантией того, что они не обрушатся на земледельческие районы Поднебесной.

Кадр из фильма ВВС «Чингизхан – Тимучин в борьбе за власть»

На рубеже 60—70-х годов ХII века, вскоре после рождения Темучжина, татарам при поддержке империи Цзинь удалось разгромить и уничтожить большинство крупных монгольских племен.

Геноцид получился столь масштабным, что на некоторое время монголы практически исчезли из степи как самостоятельная сила. Однако военная удача – штука переменчивая, и подросший Темучжин в полной мере продемонстрировал это врагам своего племени.

В 1196 году молодой вождь помог империи Цзинь разгромить татарское войско, а в 1202 году организовал поход на них собственными силами.

Выиграв тяжелую битву, монголы решили уничтожить всех татар. Темучжин и приказал казнить всех пленников, кроме детей, рост которых был меньше высоты тележного колеса.

Татар вырезали, однако название племени уже настолько прочно ассоциировалось с кочевниками монгольских равнин, что и Европа, и Русь веками продолжали называть татарами племена, поставившие точку в истории этой общности.

Степь была домом монголов, а война – смыслом их жизни. Источник: Кадр из фильма «Тайна Чингис Хаана», 2009 г.

Натуральный блондин

Чрезвычайно интригующим оказался вопрос о внешности Чингисхана. Первым на этом поприще отметился персидский историк, врач и государственный деятель XIII века Рашид-ад-Дин.

Составляя свой исторический труд «Сборник летописей», он дал весьма неожиданное описание предков Темучжина: «Третий сын был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства.

Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи… согласно их [монголов] словам, он является знаком царской власти детей Алан-Гоа».

Мимо столь колоритного пассажа не мог пройти известный писатель-сказочник, многими ошибочно воспринимаемый в качестве историка, – Лев Николаевич Гумилев.

В его подаче «синеокий» отец Темучжина превратился в «зеленоглазого».

Последователи же Гумилева развили упоминание о рыжих волосах родичей великого хана в предположение, что он был не монголоидом, а натуральным европеоидом.

В 2016 году на улице поклонников новой хронологии и «подлинной» истории случился настоящий праздник: при исследовании захоронения Таван Толгой в Монголии группа генетиков из нескольких стран обнаружила в ДНК возможных родственников Чингисхана признаки, типичные для европейцев и совершенно нехарактерные для азиатов. Сообщая об открытии, многие СМИ разразились истерическими заголовками о том, что, оказывается, великий завоеватель «был европейцем».

Кадр из фильма «Чингизхан – великий монгол»

Ловкость рук и почти никакого обмана

На самом деле все не так однозначно, как любят представлять адепты альтернативной истории. Дело в том, что Рашид-ад-Дин родился через 20 лет после смерти Чингисхана, а потому крайне сомнительно, что ему довелось общаться с кем-либо, кто был непосредственно знаком с великим завоевателем.

Более того, врач Рашид служил монгольской империи Хулагуидов, которая занимала территории современного Ирана, Ирака, Пакистана и отчасти Афганистана, и на исторической родине своих повелителей он не бывал.

Эти два факта дают основание предположить, что «синеглазость» и «рыжебородость» предков Чингисхана, скорее всего, лишь литературный прием, призванный подчеркнуть исключительность правящей династии.

Примечательно, что прижизненные монгольские и китайские источники отмечают лишь высокий рост Темучжина и ничего не говорят о каком-то особенном цвете его глаз или волос.

Что же касается генетического анализа скелетов из погребения Таван Толгой, то исследователям действительно удалось найти Y-хромосомную мутацию, характерную для европеоидных людей.

Однако далеко не факт, что эти останки имеют отношение к роду, из которого происходил Чингисхан.

Дело в том, что орнамент и символы, которыми был украшен погребальный инвентарь, использовались многими монгольскими племенами, а не только Борджигинами – родом, из которого происходил Чингисхан.

Вдобавок ко всему, радиоуглеродный анализ дал весьма широкий диапазон дат, когда органика могла попасть в захоронение: от 1130 до 1250 года. Таким образом, в могилах могли лежать и те, кто умер задолго до рождения Темучжина, и те, кто родился после его смерти.

Скорее всего, как и большинство соплеменников, Темучжин был классическим монголоидом, которого хоть на плакат, хоть в учебник антропологии. Жаль, могилка великого завоевателя так и не нашлась.

Смерть Чингисхана в представлении средневекового европейского художника. Источник: aftershock.news

Наследники – вопрос политический

В принципе, объявить себя народом-наследником могут жители любой страны, которая находилась под контролем Орды. Было бы желание. Другое дело, насколько серьезно эти притязания будут выглядеть со стороны.

Монголы активно использовали покоренные народы в последующих военных кампаниях. Но чем дальше от границ Монголии проходила очередная война, тем меньше этнических монголов принимало в ней участие.

К границам Волжской Булгарии, Руси и Венгрии дошли не столько монгольские тумены, сколько разноплеменный сброд, спаянный железной дисциплиной и руководимый относительно немногочисленными соплеменниками Чингисхана.

Индия, Ближний Восток и Китай постепенно переварили своих покорителей, частично ассимилировав, частично истребив расслабившихся завоевателей.

Сейчас можно назвать лишь два региона мира, преемственность жителей которых не вызывает сомнений: Монголия, где собственно и сложились монгольские племена, и… Калмыкия, куда русские цари в XVII пригласили монголов для решения прикладной задачи – зачистки волго-донских степей от недружественных степняков.

Что касается потомков самого Чингисхана, то к настоящему времени их может насчитываться более миллиона человек. Однако, как ни странно, они почему-то не прославились ни пронзительно голубыми глазами, ни жгуче рыжими бородами.

Источник: https://www.eg.ru/society/66641/

Кем по национальности были воины Чингисхана на самом деле небыли монголами

Какие народы на самом деле являются потомками монголо-татар. История и происхождение монголов из китайских источников
Ученых и путешественников, посещавших Монголию, часто удивляло явное несоответствие между исторически сложившимся образом великих завоевателей, сплотившихся вокруг легендарного Чингисхана, и мирной, размеренной жизнью населения этой азиатской страны.

Как предки столь добродушных и гостеприимных людей смогли силой своей военной мощи создать огромную империю? Этот вопрос отпадает, если предположить, что современные монголы и великие завоеватели XIII века имеют различное этническое происхождение.

Произошла ошибка

Академик Международной академии Чингисхана, известный исследователь Анатолий Оловинцов в своей книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» (Москва, 2015 год издания) высказал мнение, что арабские, китайские, западноевропейские и русские историки совершили одну и ту же ошибку. Они отождествили общее название нескольких тюркоязычных народов, объединенных Чингисханом, с некой этнической общностью. То есть, произошла подмена понятий, изначально слово «монгол» не было наименованием народа. Оно использовалось для обозначения тех людей, которые встали под знамена великого завоевателя. «Монголы — название политического союза разных тюркоязычных племен, данное самим Чингисханом в 1206 году», — считает А. Г. Оловинцов. Но историки, уверенные в том, что слово «монгол» является этнонимом, нашли в китайских летописях упоминание о неком народе менгу (мэнва, мену, мангу), с древних времен населявшем побережье Амура. Ученые предположили, что именно эти люди являются предками монголов. Однако многие исследователи сомневаются в верности данного утверждения, ведь объединенные Чингисханом народы жили гораздо западнее вышеупомянутых менгу, которые даже не являлись кочевниками-животноводами, а занимались преимущественно охотой, судя по китайским летописям. «Племя „менгу или минву“, т. е. подлинные монголы, жили далеко на северо-востоке, в низовьях Амура и были истреблены чжурдженями во второй половине XII века, и „никаким образом“, как подчёркивает академик В. П. Васильев, не относились эти „менгу“ к монголам Чингисхана. Чингисхан с ними никогда не соприкасался», — утверждает А. Г. Оловинцов. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Павел Рыкин написал статью «Создание монгольской идентичности: термин „монгол“ в эпоху Чингисхана», которая была опубликована в журнале «Вестник Евразии» (№ 1 за 2002 год). Он тоже считает, что никакой преемственности или «генетической связи» между менгу и последователями Чингисхана нет, а слово «монгол» являлось не этнонимом, а политонимом, то есть, названием общности людей, формирующих государство. В этой связи можно вспомнить хотя бы американцев, которые являются представителями разных рас и народов, но имеют единую идентичность в глазах жителей других стран.

Кто они такие

По мнению историков, изначально в состав армии Чингисхана вошли две этнические группы: более привилегированные, к которым относился и сам великий завоеватель, и люди, по происхождению менее важные. К первым себя причисляли: тайджиуты, урууды, манкуды, джаджираты, баруласы (барласы), барины, дорбаны, салджиуты и катажины.

Во вторую группу входили: сулдусы, икирасы, арулаты, байуаты, короласы, конгираты, онгираты и конграды. Затем к ним были присоединены и другие народы, кочевавшие к северу от Великой Китайской стены: жалаиры, найманы, онгуты, кереиты, меркиты, уйгуры и другие. Практически все они были тюркоязычными.

Автор книги «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» привел четыре основных аргумента: Уйгурская письменность стала языком официальных документов империи, поскольку близкородственные тюркские языки очень похожи. И почти все последователи Чингисхана, включая и его самого, понимали тексты, написанные по-уйгурски.

При раскопках золотоордынских городищ археологи не нашли ни одной монеты, на которой бы содержалась надпись на монгольском языке в его современном понимании. Зато часто встречаются тюркские надписи, в том числе и выполненные арабскими буквами.

Русские позаимствовали у завоевателей и их потомков много слов, но все они тюркские (караул, колчан, облава, булат, есаул, бунчук, базар, магазин, алтын, безмен, товар, деньга, аршин, армяк и т.п.).

Имена предков и потомков Чингисхана, а также его родственников имеют тюркское происхождение: Есугей, Кабул-хан, Таргитай, Хасар, Жоши, Темулун, Темуге, Бату, Береке, Мутуген, Есенту, Шибан, Чагатай, Байдар, Угедей, Сартактай, Баян, Тулуй, Куюк, Барак, Токтамыш. То же самое можно сказать и о ближайших соратниках великого завоевателя, крупных чиновниках Золотой Орды. Объединив разрозненные тюркоязычные народы под своим руководством, Чингисхан должен был сплотить их, создав некую новую историческую общность, поэтому он ввел единое для всех обозначение «монголы».

Откуда взялось название

Выдающийся филолог караханидского государства Махмуд ал-Кашгари в 70-е годы XI века составил словарь «Диван Лугат ат-Турк» (Свод тюркских слов), в котором слово mengi означает «бесконечность, вечность». Кстати, турецкое прилагательное bengi тоже переводится на русский язык как «вечный».

Вообще, буквы «м» и «б» в тюркских языках часто меняются, это их общее свойство давно известно филологам. Как предположил А. Г. Оловинцов, Чингисхан и его соратники назвали свое государство «Менги Эль», ведь слово «эль» (иль) по-тюркски значит «страна».

Так основатель империи хотел подчеркнуть, что его цель — создание государства, которое будет существовать вечно. Поэтому и граждан этого нового политического образования стали именовать монголами, внушая им чувства гордости и единства.

Великий завоеватель планировал создать страну, в которой не будет титульной, государствообразующей нации, и все люди будут именоваться монголами. Так Чингисхан планировал покончить с постоянными межэтническими распрями. Исследователь П. О.

Рыкин считает, что самоназвание «монголы» было принято последователями великого завоевателя в противовес китайской классификации. Чиновники Поднебесной, как известно, называли всех кочевников с севера татарами, распространив на тех, кого они считали варварами, название народа, населявшего приграничные территории.

Не желая принимать на себя обозначение, данное китайцами, соратники Чингисхана стали гордо именоваться монголами. И это слово не являлось этнонимом в ту историческую эпоху. Данное обстоятельство, кстати, объясняет путаницу с названием «монголо-татары», которое завоевателям присвоили иностранные авторы.

Современные халха-монголы

Тысячи молодых и здоровых мужчин, представителей тюркоязычных народов, ушли в XIII веке на покорение других стран. Чингисхан и его потомки, по мнению многих исследователей, буквально обескровили родные степи. Но природа не терпит пустоты.

И на эти земли со временем потянулись представители тунгусо-маньчжурских народов, которые и стали называться монголами, смешавшись с немногочисленным местным населением.

Неизвестный автор летописи «Шара туджи» (Желтая история), составленной в XVII веке, указал, что даже через четыре столетия после Чингисхана, численность населения тех земель составляла всего лишь около 60 тысяч человек. Колонизация территории современной Монголии многочисленными маньчжурами была неизбежной.

Представители нескольких народов, населявших бассейн реки Халха, стали впоследствии называть себя «халха». Среди них были: хотогойцы, дариганцы, хорчинцы, чахары, узумчины, тунгусы, тангуты, сартулы и другие. Перекочевав на запад и оттеснив ойратов, в конце XV века они начали постепенную колонизацию степи.

«В XVII веке халхасские принцы стали хозяевами всей Монголии, оттеснив западных монголов (»Дербен-Ойрат») ещё далее на запад, к Иртышу. (Но это будет уже другая Джунгарская история).

Оставшиеся прежние «монголы Чингисхана» в количестве 6 туменов, о чем говорится в монгольских летописях середины XVII века, были практически ассимилированы и утонули в маньчжурской массе», — написал А. Г. Оловинцов. По данным статистики, сейчас численность народа халха — более 2 миллионов человек. Это около 82% населения Монголии. На том основании, что они составляют основу страны, к их этнониму было искусственно добавлено слово «монголы».

Другой язык и вера

Речь халха-монголов легла в основу литературного монгольского языка. Он сложился в XVI-XVII веках на основе смешения тюркских языков коренного населения степи и тунгусо-манчжурских наречий. Монгольский филолог Базылхан Бухатулы (1932-2012 гг.

) в своей работе «Краткая сравнительно-историческая грамматика монгольского и казахского языков» (Алматы, 1974 год издания) отметил, что тюркские языки (в частности, казахский) заметно отличаются от монгольского. Так, из 40 тысяч слов, зафиксированных словарями, общими являются около 3 тысяч корневых морфем и более 600 аффиксов, из которых образованы 24 тысячи производных слов.

Причем, полное лексическое совпадение зарегистрировано лишь у четверти монгольских и казахских слов. То есть, современный казах поймет речь какого-нибудь соратника Чингисхана, но для общения с халха-монголом ему понадобится переводчик. Еще одним важным отличием современных монголов от великих завоевателей прошлого является вера.

Как известно, буддизм стал официально религией кочевников, населявших степи к северу от Великой Китайской стены, во времена правления Алтан-хана (1543-1589 гг.), тогда как большая часть соратников Чингисхана были шаманистами.

Не все так просто

Однако приведенная в статье точка зрения, что великие завоеватели XIII века были тюрками по своему происхождению, признана не всеми учеными. Например, меркиты — один из народов, присоединенных к войску Чингисхана, могли иметь тунгусо-маньчжурское происхождение.

Об этом написал кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск) Василий Ушницкий в статье «Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства», которая была опубликована в журнале «Вестник Томского государственного университета» (№ 1 за 2013 год).

Ученый не исключает родство меркитов с эвенками и юкагирами. А это значит, что вопрос об этническом происхождении великих завоевателей пока остается открытым.

Источник: https://news.rambler.ru/other/43531255-kem-po-natsionalnosti-byli-voiny-chingishana-na-samom-dele-nebyli-mongolami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.