Качество жизни связанное со здоровьем общественное здравоохранение. Качество жизни, связанное со здоровьем. Качество жизни, обусловленное здоровьем

Качество жизни, связанное со здоровьем. Методы оценки качества жизни. Применение исследований качества жизни в здравоохранении

Качество жизни связанное со здоровьем общественное здравоохранение. Качество жизни, связанное со здоровьем. Качество жизни, обусловленное здоровьем

Качество жизни – индивидуальная оценка своего положения в жизни общества (в контексте культуры и системы ценностей этого общества), соотношение этого положения со своими целями, планами, возможностями и состоянием общества; это степень комфортности человека внутри себя и в рамках своего общества.

Основные компоненты:

– условия жизни – объективная, не зависящая от самого человека сторона его жизни ( природная, социальная среда и др)

– образ жизни – субъективная, создаваемая самим человеком сторона жизни (досуг, духовность и др)

– удовлетворенность условиями и образом жизни.

«Качество жизни, связанное со здоровьем» – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального состояния больного, основанная на его субъективном восприятии.

Современная концепция изучения качества жизни, связанного со здоровьем, базируется на трех составляющих.

 1. Многомерность. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается характеристиками, как ассоциированными, так и не ассоциированными с заболеванием, что позволяет дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного.

2. Изменяемость во времени. Качество жизни, связанное со здоровьем, меняется во времени в зависимости от состояния больного. Данные о качестве жизни позволяют осуществлять постоянный мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию терапии.

3. Участие больного в оценке своего состояния. Эта составляющая особенно важна. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем, сделанная самим больным, представляет собой ценный показатель его общего состояния. Данные о качестве жизни, наряду с традиционным врачебным заключением, позволяют составить более полную картину болезни и прогноз ее течения.

Критериями качества жизни являются:

1. Физическая активность (ФА). Респондент дает субъективную оценку объема своей физической нагрузки, не ограниченной состоянием здоровья, в настоящее время.

2. Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ). Респондента просят дать оценку степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной проблемами со здоровьем, за последние 4 нед.

3. Боль (Б). Пациент характеризует роль своих болевых ощущений в ограничении повседневной деятельности за последние 4 нед.

4. Общее здоровье (03). Респондент дает субъективную оценку общего состояния своего здоровья в настоящее время.

5. Жизнеспособность (ЖС). Больной дает оценку своего жизненного тонуса (бодрость, энергия и пр.) за последние 4 нед.

6. Социальная активность (СА). Пациент дает субъективную оценку уровня своих взаимоотношений с друзьями, родственниками, коллегами по работе и т. д. за последние 4 нед.

7. Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ). Дается оценка респондентом степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной эмоциональными проблемами, за последние 4 нед.

8. Психическое здоровье (ПЗ). Респондент оценивает свое настроение (счастье, спокойствие, умиротворение и пр.) за последние 4 нед.

Методы оценки качества жизни:

 Самый эффективный метод оценки качества жизни – опрос населения.

Опросники: общие (для оценки качества жизни населения в целом – SIP, SF-36 и др) и

специальные (для оценки качества жизни при конкретных заболеваниях – AQLQ, QLMI и др).

        В основу современных опросников по качеству жизни легли тщательно выстроенные связи вопросов и ответов, составленные для подсчета по методу суммирования рейтингов.

Координацию работ по разработке таких опросников и их адаптации к различным языковым и экономическим формациям взял на себя организованный в 1995г во Франции Институт MAPI (международная некоммерческая организация по изучению качества жизни).

         Только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо для него, и именно он является объективным судьей врачебной тактики. Поэтому при оценке качества жизни не должны учитываться мнения мед работников и членов семьи больного.

К опросникам предъявляются определенные требования. Они должны быть:

 • универсальными (охватывать все параметры качества жизни, связанного со здоровьем);

• надежными (фиксировать индивидуальные особенности качества жизни, связанного со здоровьем, у каждого респондента);

• чувствительными (отмечать любые значимые изменения здоровья каждого респондента);

• воспроизводимыми (тест—ретест);

• простыми в использовании;

• стандартизованными (предлагать единый вариант стандартных вопросов и ответов для всех групп респондентов);

• оценочными (давать количественную оценку параметров качества жизни, связанного со здоровьем).

        Исследования качества жизни применяется:

– в клинических исследованиях, посвященных оценке эффективности новых лек препаратов и новых методов лечения

– в клинич практике, для оценки эффективности традиционных методовлечения, индивидуального мониторинга состояния больного

– в фармакоэкономике

– в экономике ЗО

– для оценки эффективности реформ в ЗО

– в популяционных исследованиях и при проведении мониторинга здоровья населения.

3. Методология изучения общественного здоровья. Виды медико-социальных исследований. Основные этапы статистического исследования и их содержание.

В зависимости от полноты охвата факториальных и результативных признаков можно выделить четыре типа медико-социальных исследований:

1) изучение влияния одного фактора на один результативный признак (влияние продолжительности естественного вскармливания на индекс здоровья ребѐнка);

2) изучение влияния комплекса факторов на один результативный признак (влияние условий жизни детей на индекс их здоровья);

3) изучение влияния одного фактора на комплекс результативных признаков (влияние продолжительности естественного вскармливания на показатели физического развития ребѐнка);

4) изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных признаков (влияние условий жизни ребѐнка на показатели физического развития).

Этапы медико-социальных исследований:

1) подготовительный (организационный) этап – разработка дизайна исследования;

2) сбор информации и формирование базы данных;

3) обработка информации, анализ полученных данных, литературное и графическое изображение;

4) разработка рекомендаций и управленческих решений, внедрение в практику и оценка эффективности.

 1. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Включает в себя разработку программы и рабочего плана исследования.

Программа включает тему, цель и задачи исследования, сформулированные гипотезы, определение объекта исследования, единицы и объем наблюдений, глоссарий терминов, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, методику проведения пилотного исследования, перечень используемого статистического инструментария.

Название темы формулируется одним предложением, которое соответствует цели.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения, и т. д.

Для реализации поставленной цели определяют задачи исследования, которые раскрывают и детализируют содержание цели.

Важнейшей составляющей программы являются гипотезы (ожидаемые результаты). Главное требование, предъявляемое к гипотезам, — возможность проверить их в процессе исследования. Результаты исследования могут подтверждать, корректировать или опровергать выдвинутые гипотезы.

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных отдельных объектов или явлений — единиц наблюдения.

Единица наблюдения — первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению.

Разработка и утверждение рабочего плана (механизм реализации исследования).

Рабочий план включает: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативно-методических документов; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения исследования (кадры, финансы, материально- технические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Как правило, он представляется в форме сетевого графика.

На первом этапе определяют, какими методами будет осуществляться отбор единиц наблюдения. В зависимости от объема различают сплошное и выборочное исследования. При сплошном исследовании изучаются все единицы генеральной совокупности, при выборочном — лишь часть генеральной совокупности (выборка).

Генеральной совокупностью называют множество качественно однородных единиц наблюдения, объединенных по одному или группе признаков. Выборочная совокупность (выборка) — любое подмножество единиц наблюдения генеральной совокупности.

Несплошное наблюдение бывает нескольких видов:

1) монографическое описание;

2) метод основного массива;

3) выборочное исследование: случайная выборка; механическая выборка; типическая (типологическая) выборка; серийная выборка; многоступенчатого отбора; направленного отбора; когортный метод; метод «копи-пара».

Монографическое исследование – тщательное и глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного района и т. д.

Метод основного массива охватывает большую часть единиц изучаемого объекта исследования. Так, при изучении здоровья детей, родители которых работают на текстильных комбинатах, отбираются только крупные комбинаты, исключив мелкие.

Выборочный метод позволяет распространить результаты, полученные на части единиц наблюдения на всю генеральную совокупность. Для этого выборка должна быть репрезентативной (представительной). Для расчѐта репрезентативности, т. е. определения необходимого числа наблюдений используютя специальные формулы, которые основываются на теории вероятности и носят вероятностный характер.

Случайная выборка – формируется путѐм отбора единиц наугад (например, отбираются все дети, фамилии которых начинаются на букву «К»).

Механический (систематический) отбор. Например, с целью изучения структуры госпитализированных больных формируется выборка в 20% от всех выбывших из стационара пациентов. В этом случае среди всех «медицинских карт стационарного больного» следует отобрать каждую пятую карту.

Типологический (стратифицированный) отбор предполагает разбивку генеральной совокупности на типологические группы (страты).

При проведении медико-социальных исследований в качестве типологических групп принимают возрастно-половые, социальные, профессиональные группы, отдельные населенные пункты, а также городское и сельское население.

При этом число единиц наблюдения из каждой группы отбирают случайным или механическим способом пропорционально численности группы.

Серийным отбором выборку формируют не из отдельных единиц наблюдения, а из целых серий или групп (муниципальных образований, учреждений здравоохранения, школ, детских садов и т.п.).

Отбор серий осуществляют с помощью собственно-случайной или механической выборки. Внутри каждой серии изучают все единицы наблюдения.

Такой способ может быть использован, например, для оценки эффективности проведенной иммунизации детского населения.

Многоступенчатый (скрининговый) отбор предполагает поэтапное формирование выборки.

Так, например, при изучении репродуктивного здоровья женщин, проживающих на территории муниципального образования, на первом этапе отбирают работающих женщин, которых обследуют с помощью базовых скрининговых тестов.

На втором этапе проводят специализированное обследование женщин, имеющих детей, на третьем этапе — углубленное специализированное обследование женщин, имеющих детей с врожденным пороком развития.

Когортный метод используют для изучения статистической совокупности относительно однородных групп лиц, объединенных наступлением определенного демографического события в один и тот же интервал времени.

Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту), однородную по признаку единой даты рождения (исследование рождаемости по поколениям) или по признаку единого возраста вступления в брак (исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни).

Метод «копи-пара» предусматривает подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы объекта, близкого по одному или нескольким признакам («копи-пара»). Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка.

При использовании данного метода для каждого случая смерти ребенка до 1 года из числа живущих детей в возрасте до 1 года отбирают «копи-пару» того же пола, схожую по возрасту и массе тела.

Такой способ отбора целесообразно применять для изучения факторов риска развития социально значимых заболеваний, отдельных причин смерти.

Метод направленного отбора позволяет выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных. Например, при изучении влияния стажа работающих на травматизм, отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного уровня образования.

На первом этапе исследования также разрабатывают (используется готовый) и тиражируют статистический инструментарий (карты, анкеты, макеты таблиц, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных и др.), в который и будет заноситься изучаемая информация.

Важное место в подготовительный период занимает пилотное исследование, задачей которого являются апробация статистического инструментария, проверка правильности разработанной методики сбора и обработки данных.

Наиболее удачным представляется такое пилотное исследование, которое повторяет в уменьшенном масштабе основное, т.е. дает возможность проверить все предстоящие этапы работы.

В зависимости от результатов предварительного анализа полученных при пилотаже данных производится корректировка статистического инструментария, методики сбора и обработки информации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/12703.html

47. Здоровье населения. Качество жизни, определение. Использование метода оценки качества жизни в медицине. Факторы, влияющие на качество жизни. Основные положения концепции качества жизни

Качество жизни связанное со здоровьем общественное здравоохранение. Качество жизни, связанное со здоровьем. Качество жизни, обусловленное здоровьем

  • 46. Здоровье населения. Многофакторная обусловленность здоровья. Отношение к здоровью на различныхуровнях общественной системы. Отношение к своему здоровью индивида, на уровне социальных групп, на уровне государства, на уровне общества.

  • По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.

  • По формам проявления позитивное, нейтральное, негативное.

  • По степени адекватности принципам ЗОЖ: самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.

  • Отношение к здоровью индивида включает:

  • самооценку индивидом собственного состояния здоровья;

  • отношение к здоровью как к жизненной ценности;

  • удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом;

  • деятельность по сохранению здоровья.

  • Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) включает:

  • Оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;

  • Сложившееся социальные нормы отношения к здоровью;

  • Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы;

  • Отношение к здоровью на уровне государства обусловлено также документацией, касающейся охраны труда, общественного здоровья и здравоохранения.

  • Отношение к здоровью на уровне общества это система мнений и социальных норм, соответствующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния общественного здоровья на различных уровнях управления». 

  • Качество жизни — оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации (качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением).

  • Использование оценки качества жизни:

  • для оценки степени тяжести состояния больного;

  • для оценки эффективности лечения;

  • для использования в качестве дополнительного критерия при подборе индивидуализированной терапии;

  • для возможного использования с целью экспертизы трудоспособности;

  • для клинической оценки новых лекарственных препаратов.

  • Факторы, влияющие на качество жизни:

    • высокая социальная и медицинская активность, высокий уровень общей, гигиенической культуры, социальный оптимизм;

    • высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом;

    • физический и душевный комфорт, гармоническое развитие физических, психических, интеллектуальных способностей;

    • оздоровление окружающей среды, высокая экологическая активность, экологически грамотное поведение;

    • высокая физическая активность;

    • рациональное сбалансированное питание;

    • отсутствие вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и пр.);

    • хорошие семейные отношения, обустроенность быта.

  • Уровень жизни — это сфера количественно измеряемых показателей потребления материальных и духовных ценностей.

    К таким показателям относятся структура доходов и расходов населения, обеспеченность жильем, учреждениями просвещения, торговли, отдыха, медицинской помощью, показатели здоровья населения, демографических процессов и др. Уровень жизни характеризует жизнедеятельность людей лишь в сфере потребления.

  • Стиль жизни проявляется в виде индивидуальных особенностей образа мыслей, поведения, как одного из проявлений жизнедеятельности, активности.

  • Уклад жизни — порядок, в рамках которого проходит жизнедеятельность людей: регламент общественной жизни, труд, быт, отдых.

  • Все опросники содержат главный вопрос «Каково Ваше качество жизни?». В них определены различные области.

    Эти области включают физическое функционирование (мобильность, физическое самочувствие), эмоциональное самочувствие (депрессия, беспокойство или душевное самочувствие), взаимоотношения с семьей, на работе, ожидания и отношения между отношениями и ожиданиями, социальные последствия заболевания.

  • Показатели: физическая мобильность, эмоциональное состояние, сексуальная функция, социальный статус, познавательная функция, экономическое состояние.

  • Виды опросников:

      • Устное интервью врачом (более трудоемкий, однако, позволяет получить высокий уровень комплайенса, значительно снижает возможность ошибок, практически отсутствуют пропущенные разделы).

      • Самостоятельное заполнение опросников включает множество пропущенных вопросов и тем в опроснике, возможно заполнение опросников с супервизором (медицинским или социальным работником).

      • Телефонный опрос (есть возможность уточнений, структура опросника должна быть предельно проста).

      • Письменное анкетирование (в доступной форме опросник рассылается в письмах).

  • 49. Здоровье населения. Качество жизни. Инструменты оценки качества жизни, связанного со здоровьем. Визуально-аналоговые шкалы. Годы жизни с поправкой на качество (QALY), ожидаемая продолжительность жизни, откорректированная на качество жизни, связанное со здоровьем (QALE).

  • Визуально-аналоговые шкалы позволяют провести количественную оценку качества жизни.

  • QALY применяется для интегральной оценки состояния здоровья и основана на шкалах индивидуальной оценки приоритетов (ценностей) на различных уровнях нарушения трудоспособности или инвалидности, скорректированные на годы жизни, прожитые в результате проведения различных профилактических и лечебных мероприятий. Индекс QALY интересен тем, что учитывает такой аспект, как качество жизни. В его основе лежат показатели продолжительности жизни с учетом весов различных уровней утраты здоровья.

  • QALE – это количество лет полного здоровья, которое человек может прожить от момента рождения.

    Откорректированная на качество продолжительность предстоящей жизни, равняется произведению продолжительности жизни в момент рождения и среднего качества жизни, связанного со здоровьем.

    Поэтому она принимает во внимание эффект заболевания как на количество жизни, так и на качество жизни (или только на количество жизни, или только на ее качество).

  • 50. Здоровье населения. Управление здоровьем населения, определение. Цель государственной политики в области здравоохранения (Конституция РБ, ст. 45). Социальная защита населения. Субъекты и объекты социальной защиты. Меры социальной защиты. Социальное страхование.

  • Управление здоровьем населения – мероприятия, проводимые на государственном и региональном уровне в рамках политики развития здравоохранения.

  • Статья 45.  «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

    Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда».

  • Социальная защита система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

  • Субъект социальной защиты: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.

  • Объект социальной защиты: все население, отдельные груп­пы и слои населения, или социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а также женщины.

  • Социальная защита граждан предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие, уважение их в обществе, а также на предоставление им соответствующих прав и льгот ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, семьям погибших (умерших) военнослужащих, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто, инвалидам с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, семьям, воспитывающим ребенка инвалида, гражданам, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

  • Меры социальной защиты:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий.

  • Выплата пособий на детей.

  • Поддержка многодетных семей.

  • Контроль за соблюдением прав детей.

  • Взносы на профессиональное пенсионное страхование – обязательные платежи страхователя для формирования средств на профессиональные пенсии.

    Для назначения выплаты профессиональных пенсий необходим профессиональный стаж, который есть продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование. 

  • Принципы государственного социального страхования:

  • обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

  • распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

  • гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

  • равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

  • дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

  • участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

  • 51. Здоровье населения. Управление здоровьем населения. Сохранение здоровья населения как глобальная стратегическая задача. Цель Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Стратегия Европейского бюро ВОЗ, основные задачи «ЗДОРОВЬЕ-21».

  • Всемирная организация здравоохранения — крупнейшая международная медицинская организация, специализированное учреждение ООН. В своем составе насчитывает 194 государства.

  • Цель ВОЗ: достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

  • Европейское бюро (в Копенгагене, Дания), включает в себя 56 государств — членов ВОЗ.

  • Цель политики ЗДОРОВЬЕ-21 – достижение наиболее полного потенциала здоровья для всех жителей Региона: укреплять, поддерживать и охранять здоровье людей на протяжении всей их жизни, снизить частоту основных болезней и травм и уменьшить число и тяжесть страданий, которые они обуславливают.

  • Стратегии политики «ЗДОРОВЬЕ-21»:

  1. Многосекторальные стратегии, направленные на улучшение определяющих факторов здоровья с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив и предусматривающие использование оценок воздействия на здоровье;

  2. Ориентированные на конечные результаты программы и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности в клинической помощи;

  3. Комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально-жилищном уровнях и поддерживаемая стационаром;

  4. Совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях – дома/семьи, школы и мест работы, местного населенного пункта/общины и страны – и содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения их выполнения и отчетности.

Источник: https://studfile.net/preview/7583644/page:16/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.