История древнего государства – кавказская албания кратко. Кавказская албания

Кавказская Государство Албания

История древнего государства - кавказская албания кратко. Кавказская албания

   Возникновение Албанского государства. В отличие от Южного Азербайджана в северной части Азербайджана классовое общество и государство возникли позже.

   Древне-греческий историк Геродот в ряду племен, проживающих на севере Азербайджана, назвал и каспиев. Под этим названием подразумевались албанские племена. Еще в начале V века до н.э. каспии участвовали в походах Дария I и Ксеркса против греков.

   Судя по письменным источникам, албанцы состояли из 26 разноязычных племен. Среди них можно назвать легов, кадуссиев, амардов, утии, гаргаров. Известно, что в Албании проживали тюркоязычные и кавказоязычные племена. Из кавказоязычных племен можно назвать удинов в селении Нидж Габалинского района, хиналугов и будугов в Губинском районе.

   В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах на стороне Дария III участвовали и албанские племена.

   В конце IV – начале III веков до н.э. возникло независимое государство Албания. Албания располагалась между Иберией и Хазарским морем. В состав земель Албании входили большая часть территории современной Азербайджанской Республики, южные районы Дагестана и Апазанская долина Грузии (Ганых).

   Общественный и государственный строй

   Античные авторы сообщают, что население Албании делилось на социальные группы. После царя самым почитаемым человеком являлся жрец храма бога Луны. В некоторых отраслях сельского хозяйства и ремесла использовался рабский труд, который, однако, не был так распространен, как в Древней Греции и Риме. Производителями материальных ценностей были в основном свободные люди.

   Хозяйство и города Албании

   Греческие и римские авторы оставили много сведений о хозяйственной жизни Албании. Население здесь занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Была развита торговля.

   При археологических раскопках в Габале, Мингячевире, Шамахе не раз находили ямы и кувшины для хранения зерна. Мололи зерно ручными мельницами, а начиная с первых веков нашей эры водяными мельницами. В хозяйственной жизни страны важную роль играло рыболовство. Клавдий Элиан пишет, что албанцы из рыбьего жира делают мази, а из внутренностей – клей.

   Наличие железной руды в Албании способствовало развитию металлургии. Важнейшей областью ремесла было гончарное производство. Об этом свидетельствуют найденные в Мингячевире кувшины.

   С первых веков нашей эры в Албании изготовляются изделия из стекла. С возникновением государства в Албании появились печати, сделанные обычно в виде кольца, которое надевалось на палец.

   После образования государства внешняя и внутренняя торговля получила новый импульс.

   Особенно процветали водные торговые пути. По реке Оке (Амударья), Гирканскому (Каспийскому) реке Кура и частично по суше индийские попадали в Черное море.

   Найденные в 1958 году в Шамахе и в 1966 году Албанский воин в Габале клады монет показывают, что в торговле широко использовались чеканные монеты. Иноземные монеты, очевидно, не покрывали потребности в деньгах, и начиная с первой половины III века до н.э. в Албании чеканили монеты, похожие на монеты Александра Македонского.

   Первичные условия для возникновения городов в Албании сложились к середине I тысячелетия до н.э. А письменные сведения о городских поселениях появились с первых веков нашей эры. Страбон отмечает албанские города – Айниана и Анариака в области Ути.

   Живший в I веке н.э. римский историк Плиний Старший писал, что главным городом Албании является Кабалака (Габала) – столица страны. Живший во II веке Клавдий Птолемей упоминает о существовании 29 албанских городов, в том числе Шамахи и Габалы.

   Борьба с иноземцами

   В первой половине I века н.э. римский полководец Помпей совершил поход на Восток, создав угрозу и для Южного Кавказа. Под его предводительством римляне собирались захватить берега Каспия и, пройдя через Албанию, овладеть торговым путем из Индии к Черному морю.

   Одна из главных битв албанцев с Помпеем произошла в 66 году до н.э. на берегу Куры. Как пишет Плутарх, правитель Албании Оройс выставил армию в 40 тысяч человек. Но более сильное и опытное римское войско победило. Помпей двинулся на Иберию. Но албанцы стали его преследовать. В 65 году до н.э.

произошла новая битва – у реки Ганых (Алазань). Плутарх отмечает, что в этой битве албанцы выставили 60 тысяч пехотинцев и 12 тысяч всадников под предводительством брата Оройса – Козиса. Применив военную хитрость, Помпей выиграл битву.

Античный автор Аппиан сообщает, что в этой битве сражались и албанские женщины.

   После битвы Помпей принял мирное предложение Оройса. Намерению Помпея выйти к берегам Каспия помешало сильное сопротивление местного населения.

   В 36 году до н.э. полководец Антония – Канидий подчинил Иберию и Албанию.

   В I веке нашей эры власть в Албании была в руках местных правителей. Албания поддерживала дипломатические отношения с Римом. Это подтверждают и древние надписи, сделанные от имени Октавиана Августа.

   В годы правления императора Домициана (81-96 гг.) небольшой отряд римских воинов добрался до Азербайджана. Об этом повествует надпись на латинском языке лапидарным стилем в Гобустане. В то время Албания сохраняла с Римом политические, культурные, торговые связи. Римский император Адриан (117-138 гг.) состоял в дружеских отношениях с правителями Албании и посылал им ценные дары.

   Племена, жившие к северу от Большого Кавказа, неоднократно проникали с целью грабежа через Дербендский проход на ЮжныйКавказ и в Переднюю Азию. Этот проход выполнял роль моста между северными странами и Передней Азией.

   В 34 году нашей эры в разгар войны с Парфией албаны призвали на помощь аланские племена с севера.

   Один из крупнейших набегов алан состоялся в 72-74 годах. Тогда аланы дошли до Атропатены. Во время набегов аланы не только грабили, но и разрушали.

   На территории Албании в Габале и Мингячевире обнаружены катакомбные погребения, которые относятся к 1-111 векам.

   Культура Албании

   Культура древней Албании изучалась по материалам археологических раскопок и письменным источникам.

   Албанские мастера строили крупные общественные здания и оборонительные сооружения. Такие защитные сооружения найдены в Габале, вокруг городища Тазакент в Мильской степи и Торпаггале. Начиная с III века до н.э. в албанском зодчестве чувствуется влияние греческой культуры, появилась кровельная черепица.

   Населению Албании была знакома письменность. Античные авторы сообщают о переписке между Оройсом и Помпеем в 65 году до н.э. На поверхности некоторых керамических изделий и на камне, обнаруженном в 1902 году в селе Беюк-Дехне Шекинского района, есть надписи на греческом языке. Этот каменный надгробный памятник относится ко II веку н.э.

   Древние албаны исповедовали многобожие. Страбон писал, что албаны считали Зевса богом Неба, Гелиоса – богом Солнца, Селену – богиней Луны, причем наибольшее уважение питали к богине Луны. Найденные каменные изваяния также связаны с религиозными представлениями. Албаны имели культурные связи со многими ближними и дальними странами.

Источник: https://istoriyamira.ru/kavkazskaya-gosudarstvo-albaniya/

Как появилась и куда исчезла Албания на Кавказе

История древнего государства - кавказская албания кратко. Кавказская албания

История одного из крупнейших древних государств на Кавказе – Албании или Алвании (Агвании) – представляет до сих пор немало загадочного.

Происхождение

Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны.

Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами.

По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.

Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин.

Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным).

Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.

По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.

) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов.

Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.

Впрочем, наука считает, что единого народа кавказских албанцев так и не возникло. Это был конгломерат разных племён. Страбон свидетельствует, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». По его словам, только в его время «у них один царь управляет всеми племенами».

Большинство современных учёных считает, что албанские племена говорили на языках народов нахско-дагестанской семьи. Об этом говорят сохранившиеся надписи, составленные древним албанским алфавитом на языке, близком к удинскому.

В состав албанцев могли влиться и какие-то пришельцы, особенно из числа ираноязычных народов (скифов, сарматов и т.д.).

Складывание государства

Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего.

Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана.

В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.

Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.

Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении.

Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев.

Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.

Из Армении Кавказская Албания в IV веке восприняла христианство. Первым епископом Албании стал внук св. Григория Просветителя, крестителя армян, Григорис, а первым крестившимся албанским царём – Урнайр, правивший после 370 года.

Земля и народ

Согласно Страбону, албанцы в его время отличались «красотой и высоким ростом». Говоря об их качествах, он отмечает, что они «простодушны и не мелочны».

«Старость у албанцев в чрезвычайном почёте, – пишет он, – и не только родителей, но и прочих людей».

Вместе с покойниками хоронят всё их имущество (отчего албанцы и «живут в бедности, лишённые отцовского достояния», – уверяет Страбон), после чего вспоминать о покойниках не принято.

Явно идеализируя, Страбон расписывает необычайное плодородие албанской земли, которая «не требует ни малейшего ухода», ибо «однажды засеянная земля во многих местах даёт два или три урожая [в год], и первый урожай получается даже сам-пятьдесят».

По его словам, албанцы не торгуют на деньги и знают лишь натуральный обмен, «и в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Точные меры и вес им неизвестны. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно».

По мнению современных археологов, Страбон сильно преувеличил отсталость Албании, в которой, в его время, уже были развитые ремёсла и обращение монет (иностранных). Говоря о человеческих жертвоприношениях у албанцев, он также явно описывал обычаи уже прошлых веков.

Судьба Кавказской Албании

В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.

Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.

Остатки албанских этносов на равнинах Азербайджана исчезают, по-видимому, уже в Х веке. Большая их часть подверглась тюркизации и исламизации, меньшая была ассимилирована армянами Карабаха.

Лишь крохотная часть сумела сохранить до настоящего времени албанский язык и христианскую религию (с пережитками зороастризма), принятую в древней Албании.

Это народ удины, насчитывающий в настоящее время не более 10 тысяч человек по всему миру, из них не менее 4000 в России.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kak-poiavilas-i-kuda-ischezla-albaniia-na-kavkaze-5d2c7c27ac412400ae8f4397

Фарида Мамедова: ″История кавказской Албании″

История древнего государства - кавказская албания кратко. Кавказская албания

4 мар 2018 в 13:00 “Вестник Кавказа”

Территория нынешнего Азербайджана на протяжении многих веков входила в одно из самых неизученных историками государственных образований – Кавказскую Албанию. Древнее Албанское государство существовало с античных времен.

 С ХIII века Центр Албанской церкви размещался в Карабахе, где была построена патриаршая церковь –  Гандзасар, которая обслуживала албан-удин до 1836 года.

 Однако в 1836 году по настоятельной просьбе Армянской церкви был издан рескрипт российского императора об упразднении Албанской автокефальной церкви и передаче ее имущества, включая архивы и все документацию, Эчмиадзину.

Так произошло нарушение иерархического соотношения – все церкви Нагорного Карабаха стали именоваться армянскими, а христианское население этой земли автоматически переписали в армянское. Упразднение Албанской церкви стало началом политики агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в армянское.

О том, что стало с наследием богатой цивилизации и кого считают прямыми потомками албанцев, ″Вестнику Кавказа″ рассказала историк-албанист, член-корреспондент НАН Азербайджана, профессор Фарида Мамедова.

– Когда и почему вы заинтересовались столь малоизученной темой как история Кавказской Албании?

– Армянская историческая наука – и дореволюционная, и советская – всегда объявляла монополию на наследие Кавказской Албании.

Азербайджанские историки давно размышляли о необходимости исследований этой темы, однако, кроме написания монографий, нужно было публично, на международных конференциях довести научную истину признанным ученым мира, изучающим исторические проблемы Кавказа. Эта миссия выпала на мою долю. Хотя до этого армянские историки приложили немалые усилия, чтобы я не стала доктором наук.

– Кто до вас занимался этой темой?

– Изучением Кавказской Албании занимался советский и азербайджанский ученый Зия Буниятов.

Когда в 1965 году вышла его книга “Азербайджан в VII-IX веках”, я как раз приехала в Ленинград, чтобы изучать древний персидский и древнеармянский языки по рекомендации видного азербайджанского ученого, доктора исторических наук Зелика Ямпольского.

Я хотела учить не древнеармянский, а арабский, но Зелик Иосифович сказал: “У нас арабистов полно, а армянистов нет. Потом, когда из моей дипломной работы хотели сделать кандидатскую, Ямпольский обещал: “Ты всем дашь жару!”.

Но это было позднее, а тогда я изучала древнеармянский язык и историю иранской династии Пехлеви. Вдруг меня вызывает преподаватель по древнеармянскому, именитый советский, армянский ученый, работавший в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР, Карен Юзбашян и говорит: “Из-за книги Зии Буниятова я улетаю в Армению. Мы прерываем занятия”.

Оказывается, после выхода книги Буниятова в Ленинградском университете состоялось ее обсуждение, где разгорелись нешуточные страсти. Юзбашян устроил разнос книги, а Зия назвал его “дашнаком”. Тогда в академическом холодном Ленинграде мало кто знал, что такое ″Дашнакцутюн″.

Кроме того, ректор Ленинградского института, прошедший Великую Отечественную войну, обожал фронтовика Зию и как-то все уладил.

Юзбашян улетел в Ереван, но вернулся уже через неделю и рассказал: ”Академия наук Армении, все вузы Армении, все институты Армении, вынесли вердикт на отторжение Нагорного Карабаха”.  А ведь шел тогда 1968 год!

– То есть, книга повлияла на подъем национализма в армянских научных кругах?

– Дело в том, что до Буниятова никто не поднимал завесу ложной армянской концепции, связанной с историей Кавказской Албании.

Зия первым показал, почему книгу албанского автора Мухтара Гоша армяне называют “Армянский судебник”.  На самом деле книга Гоша, родившегося в Гяндже, называется просто “Судебник”.

Но армяне назвали ее “Армянский судебник”, отредактировав на свое усмотрение. Вот Зия и написал об этом правду.

Когда Юзбашян рассказал, что в Армении вынесен вердикт на отторжение Нагорного Карабаха, я, честно говоря, не поняла ситуации.

По большому счету, ученые должны были обратиться к Гейдару Алиеву, который тогда занимал пост председателя КГБ Азербайджанской ССР, чтобы тот донес информацию до ЦК.

Речь ведь шла о том, что армянские националисты вознамерились отторгнуть от Азербайджана Нагорный Карабах, поняв, что завеса формировавшейся ими в течение длительного времени лжи приподнялась.

– Как подтасовывалась факты?

– Например, в книге “История Албании” Моисея Каланкатуйского есть элегия “На смерть Джаваншира”, состоящая из 19 куплетов, которую написал албанский поэт Давтак.

При детальном изучении этой элегии становится ясно, что она изначально была написана на албанском языке и позже переведена на армянский.

(Джаваншир вошел в историю как выдающийся полководец и мудрый государственный деятель, который много сделал для развития материальной и духовной культуры Албании. Считается, что по его указанию албанский историк Моисей Каланкатуйский и написал “Историю Албании” – прим. ред.)

Когда я начала работать над элегией, то нашла рукопись Моисея Каланкатуйского в Ленинграде.

Племянница академика Иосифа Орбели Русидама Рубеновна Орбели, возглавлявшая архив востоковедов и кавказскую кафедру Ленинградского  отделения Института востоковедения  Академии Наук СССР, была специалистом по грузинским источникам, но именно в ее архиве я нашла рукопись Моисея Каланкатуйского, принадлежавшую Иосифу Орбели.

Еще две рукописи хранились в ереванском  Институте древних рукописей Матенадаран. Я в течение двух лет добивалась разрешения поработать с ними, но так его и не получила.

Потом я выяснила, что еще две рукописи хранятся в Британском Музее и в Парижской Национальной библиотеке. Зия Буниятов написал запрос в зарубежные архивы, и всего через месяц мы получили оттуда копии рукописей.

Оказалось, что те рукописи стихов Давтака, которые мы получили из-за рубежа, сохранили первозданную албанскую редакцию. 

– В чем была разница между албанской и армянской редакциями?

– В албанской рукописи элегия состоит из 19 четверостиший, а в рукописях, подвергшихся армянской редакции, – из 36 четверостиший – по числу букв армянского алфавита . Элегия Давтака написана акростихом. В акростихе начальные буквы строк должны образовывать какое-либо слово или фразу, либо же акростих может содержать все буквы алфавита языка, на котором он написан. В армянском переводе элегии Давтака на первые 19 букв армянского алфавита приходится по четверостишью, а после 19 куплета – всего по одной, две или три строки вместо четверостишья. Гармония ритма нарушается, и становится ясно, что строки дописаны с целью показать все 36 букв армянского алфавита. Кроме того, элегия была написана таким образом, что в 19 куплетах ни одна мысль не должна была повторять другую. Однако в армянской редакции после 19-го куплета все мысли повторяются – натяжка налицо.  

– Албанский алфавит достаточно изучен?

– У албанцев была богатейшая литература. Алфавит состоял из 52 букв. Это был алфавит всех 26 племен, заселявших Албанию. Он изучен достаточно хорошо. Звучание каждой буквы известно. Первые надписи на албанском алфавите были найдены в Египте, в монастыре Святой Екатерины. Я была там вместе с известным ученым Зурабом Алексидзе, который работал над дешифровкой, чтением албанских надписей.

В “Истории албан” Моисея Каланкатуйского говорится, что святой апостол Елисей основал первую на Кавказе церковь Киш, которая стала затем метрополией. Она находится в одноименном селении Шекинского района. Была отреставрирована в 2003 году. (Ниже см. видео)

– Получается, Армянская церковь “присвоила” наследие Албанской церкви?

– Каждый народ, будь то христиане или мусульмане, имеет свое место поклонения. Мусульмане – мечеть, христиане – церковь. Где люди живут, там их места поклонения.

 Почти все епископства Армянской церкви, города, местности, где состоялись армянские соборы, были расположены на восточном берегу реки Евфрата и Тигра, вокруг озера Ван, то есть за пределами Восточного Кавказа, в редких случаях на территории юго-западного Кавказа.

В 2002 году проходила международная конференция, оплаченная армянским католикосом. Организаторов предупредили, чтобы меня на конференцию не пускали.

Я связалась с австрийским ученым, профессором Зайбтом, он подтвердил, что конференция должна пройти без меня. А я тогда работала в Западном университете у Гусейна Багирова. Он меня вызывает и говорит: “Что вы сидите? Вы должны быть там.

Идите в американское посольство, идите во все посольства. Что хотите делайте, но вы должны быть там”.

Я смогла принять участие в конференции как слушатель, без возможности выступить. Сижу в конце зала. Выступает армянский ученый, рассказывает, что весь Кавказ армянский. Я знала, что в одном из древнеармянских источников говорится: “Они вошли в реку Евфрат и там крестились”.

Но река Евфрат не на Кавказе! Я с галерки задаю вопрос: “Где армяне получали крещение? В какой реке?” Армянский ученый растерялся, но ответил: “Фарида, в той самой. В какой, вы знаете. В той самой реке”…  Я переспрашиваю: “В Евфрате?”. На меня зашикали. Организаторы объявили перерыв. Шок небольшой.

Зайбт приносит карту, смотрим, где Кавказ, а где Восточная Анатолия. Зайбт говорит: “Это значит, что армяне не были на Кавказе?!”.

С ХIII века центр Албанской церкви размещался в Карабахе, где была построена патриаршая церковь Гандзасар. С 3 апреля 1993 года Гандзасарский монастырский комплекс находится под оккупацией армянских военных соединений

–  Гандзасарский монастырь в Кельбаджарском районе – памятник албанской или армянской культуры? Говорят, это наследие албанцев, но после реконструкции ничего албанского там не осталось.

– Там армяне учинили что-то страшное. Они же уничтожили всю албанскую литературу. Албанскую церковь переподчинили к Эчмиадзину. Весь архив албанской церкви достался армянам, его переводили, дорабатывали, армянизировали, как “Судебник” Мухтар Гоша, о котором я говорила в начале.

Гандзасар построен Гасаном Джалалом в XII веке, когда в Азербайджане была стабильность и ренессанс культуры мусульманских и христианских народов.

Но в Гандзасарском монастыре армяне стампировали старинные албанские письмена, редактировали их.

Внутри Гандазарского собора была надпись, не знаю, сохранилась ли она сейчас: “Я Гасан Джалал, великий князь Албании, построил этот собор для моего албанского народа”.

–  Выходит, карабахские армяне неверно идентифицируют свою принадлежность, и их можно считать албанцами?  

– Это албанцы, но они считают себя армянами. Это стало результатом пропаганды армянских властей и ученых. Ярким примером албанцев можно считать удин. Сейчас древними источниками занимается моя ученица и племянница Ульвия Гаджиева. Она исследует книги Маакара Бархударьянца, последнего представителя албанского духовенства  XIX века. При исследовании работы “Албанцы и их соседи” моя ученица обнаружила такой текст: “До 1829 года все албанское наследие было в цветущем, прекрасном состоянии, а ныне все разграблено, уничтожено, сломлено”. Макар Бархударьянц заканчивает этими словами свою книгу, показывая, куда делось это наследие. “Арцах” – область Албании, которая к Армении никакого отношения не имела. Об этом пишет и албанский историк Моисей Каланкатуйский. Но армяне в течение длительного времени внушали азербайджанцам, что Албания – армянская область.

– Есть ли сегодня необходимость воссоздать албанскую церковь?

– Несомненно, хотя епархия у нее маленькая. В Нидже есть церковь. Есть удины, которые живут в Америке, но приезжают на родину. Этот этнос мы должны беречь как зеницу ока.

 (После восстановления независимости Азербайджана, в начале 1990-х началось историческое и культурное возрождение удин и ренессанс культуры Кавказской Албании.

Если армяне по отношению к удинам проводили политику ассимиляции, то в Азербайджане, напротив, реставрируются удинские церкви и ремонтируются памятники культуры, – прим.ред.).

– Азербайджанские деревни с названиями Албан, Алпоут имеют отношение к Албании?

– Несомненно, они берут свое начало из Албании. Азербайджанцы – прямые наследники всего албанского, а это очень богатое наследие, богатейший пласт. Азербайджанский народ несет в себе ген албанцев. Албанцы были кавказоязычными, а тюркизировались они уже потом.

– Когда речь заходит об исторической принадлежности Карабаха, армянские ученые приводят в пример карабахские меликства, мол, ими руководили армянские князья.

– Все пять меликств – наше, албанское наследие. Все они происходят из рода Гасана Джалала и связаны с правлением Джахан-шаха, правителем государства Гарагойунлу в XV  веке.

Когда род Гасана Джалала разбился на пять ветвей, карабахские правители обратились к Джаханшаху, чтоб им предоставили титул мелика (от слова “мюлк”, то есть владение).

После этого все пять феодальных правителей начали называться меликами.  

Албанцы – устойчивый этнос. Его арменизация началась, когда албанскую церковь присоединили к армянской. Это было трагедией для народа. Выходцы из Албании играли также важную роль и в Киликийском государстве.

Источники указывают, что предки правителей Киликии – албанцы, выходцы из Гянджи. Армяне считают, что Киликия – армянское наследие. Однако там была албанская церковь, они поддерживали связи с Ватиканом, даже думали о принятии католичества.

Вообще все тезисы по истории Армении надо перепроверять. После проверки выясняется много интересного.

До моих исследований Армения считалась после Рима и Ирана третьей империей. Говорили, что когда короновали армянских царей, к ним являлись представители Византии и Ирана и клали руки им на головы. Однако мы выявили, что для царей этот обряд означал дальнейшее нахождение в зависимости от сильных государств.

Источник: https://vestikavkaza.ru/interview/Farida-Mamedova-Istoriya-kavkazskoy-Albanii.html

Колхида, Иберия, Кавказская Албания – кратко

История древнего государства - кавказская албания кратко. Кавказская албания

На рубеже старой и новой эры, в конце первого тысячелетия до н. э. и в начале I тысячелетия нашей эры, появились страны Закавказья: Колхида, Иберия и Кавказская Албания. История развития этих государств взаимосвязана между собой.

Налаживается совместная торговля с другими странами через морские порты Колхиды: Фасис, Диоскуриаду. Продавать свой товар в крупные поселения, приходили разные племена. Иногда их собиралось более сотни.

С концентрацией ремесленников и торговцев, поселения постепенно превращаются в города. 

Колхидское царство

Древнее племенное государство Колхов, существовавшее еще во втором тысячелетии до н. э. на территории западной Грузии, превратилось в раннее государственное образование.

Постепенно родовые отношения перерастают в племенные. Здесь обитают племена апсилов, абазгов, саннов, махелонов, гениохов, зидретов, лазов, манралов и санигов. В X столетии до н. э.

государство Колхов трансформируется в Колхидское царство. 

В 730 году до н. э., на Закавказье и Колхиду от Азовского моря приходят киммерийские племена и скифы с севера, продвигаясь по берегам Черного моря. Эти события описывает Геродот в своем произведении “Одиссея”. Первые упоминания Колхиды появляются приблизительно в VI столетии до н. э.

Так греки называли территорию древней Грузии, что обозначало “земля колхов”. В это время идет образование новых торговых греческих городов, вновь появившихся на грузинской земле, после нашествия киммерийцев. Среди них Питиунт, нынешний город Пицунда, Батус – Батуми, Диоскуриада, в Римский период – Себастополис, нынешний Сухуми.

Создателями мегаполисов были не греки, а колхи, предки грузин.  

Культура колхов была высокоразвитой. Колхи имели свою собственную технологию обработки бронзы, а затем железа. Киммерийцы и скифы заимствовали их технологию обработки металла, а также способы возделывания земли. Колхи занимались выращиванием винограда, фруктов, льна и конопли. Добывали воск и смолу, заготавливали лес для строительства кораблей.

После установления власти персидского царства Ахеменидов, в V столетии до н. э., колхи только платили им дань, а хозяйственную деятельность вели по-старому. На рубеже II-III столетия до н. э., Колхида переходит под влияние Греции. Через сто лет приходит Римская империя, поглотившая Колхиду.

В I столетии Колхидское царство прекратило свое существование.

Иберия

Древнее царство, располагавшееся на территории нынешней юго-восточной Грузии. Население состояло в основном из племен иберов и картвелов. Образование государства Иберии происходило намного позже, чем царство Колхида. Только на переломе III-II столетия до н. э. сформировалось раннее государство с уже оформившимся классовым обществом.

Это были свободные землевладельцы и воины, царская семья и знать, их слуги, и рабы, попавшие в рабство во время военных конфликтов. Отдельной группой были жрецы, исполнявшие религиозные ритуалы. Административным центром Иберии было поселение Мцхета. Основателем первой царской династии Иберии Фарнавазидов стал Фарнаваз I, родившийся в простой семье из рода мцхетис мамасахлисеби.

Наследником трона становился старшина из царского рода. 

Вся территория царства делилась на административные районы, которыми управляли командующие. Иберийское царство объединил общий язык и одна религия.

Постепенно, царство достигло своего расцвета, и в него вошли не менее 70 племен, такие древние как: диаухи, месхи, мигранты с Северного Кавказа и коренное население Закавказья, являвшееся потомками древних жителей Грузии. Иберия занимала исторические территории западной, южной и восточной Грузии.

Первые города Иберии больше напоминали крепости. Отдельные племена не имели своей письменности и алфавита. Появилась письменность только к V столетию. 

Местные жители переходят от скотоводства к земледелию. Становятся более совершенными методы обработки земли, появляется железный плуг, поливное земледелие, виноградарство. Совершенствуются методы хранения вина. Развивается металлургия. Чеканятся собственные деньги. Их делают по типу золотых монет Александра Македонского – стратеров.

Происходит объединение торговых связей. Иберийские корабли вывозили в Грецию льняные ткани и коноплю, смолу и воск. Для ведения торговли осваиваются судоходные реки, строятся дороги и мосты. Существование Иберии больше напоминало постоянную войну за свои земли, и удобное местоположение. В 65 году н.э.

, начинается римский период развития Иберии. 

Кавказская Албания 

Это территории нижнего течения рек Аракс и Кура, а также северные районы нынешнего Азербайджана, и большая часть Дагестана. Полностью сформировано во II столетии до н. э. Населяли ее кавказские албаны, среди них представители 26 племен:

  • албанов,
  • гаргаров,
  • удинов,
  • гелов,
  • чилби,
  • лезгинов,
  • силвы,
  • лпинов и других.

Кавказские албанцы проживали в областях, находящихся между Каспийским морем и Иберией. Первыми подтверждениями существования государства стало описание сражения при Гавмелах с армией Александра Македонского. Правила династия царей Аршакидов.

Общество представляло собой свободную общину, члены которой занимались землепашеством, разводили скот и выращивали фрукты. В крупных поселениях и городах развивались ремесла и меновая торговля. Появились гончарный круг и деревянный плуг. Отдельно существовало войско.

Поклонялись албаны природным божествам и небесным светилам. Своих денег еще не было.

В IV столетии, границы государства расширяются. В страну приходит христианство. В конце столетия, страна подпадает под власть империи Сасанидов. Усиленное давление Персии, привело к восстанию, возглавленному царем Ваче, в 457 году, за что в 461 году, монархия упразднена, а введено наместничество Персии. Через два десятилетия, в 482 году, царская власть в Кавказской Албании восстановлена. 

В первой половине VII столетия, появляется письменность, развивается культура. С VIII столетия вводится ислам, государство является составной частью Арабского халифата. В X столетии, Кавказска Албания прекращает свое существование.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/18445-kolhida-iberija-kavkazskaja-albanija-kratko.html

Загадки истории: Кавказская Албания кратко

История древнего государства - кавказская албания кратко. Кавказская албания

Это государство возникло на территориях Азербайджана, Южного Дагестана и Грузии в конце II века до н.э. Границы точно не известны, самым спорным остается вопрос о границе между Кавказской Албанией и Арменией, а главное — о землях Нагорного Карабаха.

Название

Название Кавказская Албания (Алвания) появилось в I веке н.э. Происхождение его до конца не выяснено.

Некоторые историки считают, что к его появлению причастны римляне (по латыни «albus» означает белый), ведь это название встречается на Балканах, в Италии и даже в Шотландии, которую в древности назвали Албания.

Самый большой из шотландских островов называется Арран — так именовали Кавказскую Албанию после ее завоевания ее арабами.

Другие считают, что римляне лишь придали латинское звучание какому-то местному названию страны.

Армянские историки V – VII веков предполагали, что слово произошло от имени правителя, которого звали то ли Аллу, то ли Аран.

Азербайджанский историк Бакиханов в начале XIX века высказывал догадку, что этноним появился от названия народа «албаны», что включало в себя понятие «белый» (albi), как «свободный человек».

Население

В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.

Античные авторы отмечали высокий рост албан, светлые волосы и светлые глаза. С ними соглашаются антропологи, отмечающие, что каспийский тип людей распространился на Кавказе значительно позже.

Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.

Язык

Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.

Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.

Религия

В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм.

Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише.

Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.

История

Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.

В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.

В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом.

Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.

э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.

Династии

Первая царская династия, правившая в Кавказской Албании, — Арраншахи, согласно армянским источникам вела свой род от Иафета — сына библейского праведника Ноя.

Возможно, первые цари выдвигались из наиболее знатных местных вождей. Династия правила до середины III века. Затем до начала VI века в Албании правили Аршакиды — младшая ветвь парфянских царей.

Первым представителем династии был Вачаган I Храбрый, который был потомком вождей маскутов.

Под Персией и арабским владычеством

В V веке Албания стала подвергаться давлению со стороны Персии, и в 450 году албаны примкнули к антиперсидскому восстанию народов.

Персы разбили восставших в Аварайской битве, и в 461 году Кавказская Албания стала провинцией персов-Сасанидов.

В 552 году в страну с севера вторглись савиры и хазары и вынудили шаха Хосроя выстроить Дербенские укрепления, которые не стали панацеей: в VII веке тюрко-хазарское войско захватило Дербент и разорило страну.

С 630 года к правлению пришла династия Михранидов. В конце VII века страна восстановила независимость и тут же стала искать союза то с хазарами, то с Византией, чтобы остановить вторжение арабов.

В 667 году царь Джеваншир признал себя вассалом Халифата, и вскоре на троне укрепилась арабская династия Омейядов. Началась череда столкновений с хазарами, которых остановил арабский полководец Мирван II.

В 737 году он разбил хазар и взял их столицу Семендер.

В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения. Поскольку единой албанской народности так и не сложилось, происходит распад страны на княжества. Албанский этнос исчезает, оставив после себя только названия.

via

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/zagadki-istorii-kavkazskaya-albaniya-kratko/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.