Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Экзистенциальная психотерапия

Содержание

Картотека: экзистенциальная психология и психотерапия

Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Экзистенциальная психотерапия

Между свободой и предзаданностью

ISTOCK

Сегодня далекому от психологии человеку всё сложнее разобраться во множестве её направлений. Ещё труднее — выбрать для себя подходящую психотерапию.

Редакция IQ решила рассказать об основных школах и течениях.

И первый материал — об экзистенциальном подходе — настоящей философии жизни, которая помогала выживать в нацистских застенках и сохранять человечность и осмысленность даже в нечеловеческих условиях.

Чем экзистенциальная психология отличается от других направлений психологии?

Она имеет философскую основу и относится к гуманистическому направлению в психологии, в центре которого — человек, его личностный рост и развитие.

Экзистенциальное направление уделяет особое внимание свободе человека и таким его способностям, как принятие решений, работа над ответственностью, поиск смысла, обретение собственной позиции по отношению к ситуации и достижение внутреннего согласия и гармонии.

Её появлению способствовали труды таких философов, как Фридрих Ницше, Сёрен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Макс Шеллер, Карл Ясперс, Мартин Бубер и других.

Все они поднимали вопросы бытия человека в мире, его связанности с миром, попыток быть самим собой, ценностей, совести, трансценденции и смысла человеческой жизни. В 1930-1960-е годы стали появляться первые психологические школы, которые связывали экзистенциальную философию с психологией.

Среди основателей экзистенциальной психологии и психотерапии: Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом.

Экзистенциальная психотерапия — прикладной раздел экзистенциальной психологии, направленный на глубинную работу и помощь человеку в преодолении сложностей во взаимодействии с самим собой и другими. Три основных элемента экзистенциальной психотерапии — анализ на основе феноменологического понимания пациента, развитие способностей к внутреннему диалогу и диалогу с внешним миром.

Суть феноменологического подхода в том, что психотерапевт оставляет в стороне все априорные теории и интерпретации. задача — видеть пациента, в первую очередь, как личность, говорить с ним как с личностью.

В основе феноменологического понимания — не условия и причины, а то, что есть здесь и сейчас. То, что говорит и показывает пациент. Что за этим стоит. Сущность пациента при феноменологическом подходе раскрывается с помощью сущности терапевта.

Не совсем так. Среди ученых-психологов есть разные мнения относительно того, что является предметом экзистенциальной психологии.

На самом деле она касается многих вопросов человеческого бытия и рассматривает человека, как существо способное быть выше биологических предзаданностей и влияния социума.

Большое внимание теме смысла уделено в специальном разделе экзистенциальной психологии — логотерапии.

Буквально логотерапия означает «лечение смыслом». Это направление, которое разработал философ, психолог и психиатр Виктор Франкл. Он на собственном опыте выживания в нацистском концлагере показал, как воля к смыслу помогает выдержать любые, даже самые нечеловеческие страдания.

Открытость к смыслу, согласно логотерапии, — отличительный признак человеческого существа. Логотерапия помогает в преодолении экзистенциальных кризисов, когда утрачены жизненные ориентиры (например, возрастной кризис, потеря близкого человека и т.п.), а также в их профилактике.

Современный экзистенциальный анализ является продолжением логотерапии. Его разработал ученик Виктора Франкла, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле.

Это феноменологическая психотерапия, цель которой помощь личности свободно и полно проживать свою жизнь, занимать аутентичные позиции и актуализировать личную ответственность по отношению к собственной жизни и миру.

Базовые вопросы экзистенциального анализа: «Я есть, но могу ли я быть, выдерживать данности этого мира, себя, своей жизни?» ; «Нравится ли мне быть?»; «Могу ли я быть самим (-ой) собой?»; «Для чего я есть?».

Теме смерти уделяется большое внимание в трудах экзистенциальных психологов и психотерапевтов. Открытость по отношению к вопросу конечности собственной жизни помогает человеку осознать её ценность, искать и находить смыслы.

И, в свою очередь, приход к полноте жизни, осуществление имеющихся возможностей, реализация своего потенциала — помогает преодолеть страх смерти.

Человек, согласно взглядам экзистенциальных психологов, способен справится с ужасом неизбежной смерти, когда по-настоящему проживает свою жизнь.

Всем, кто хочет прийти к проживанию собственной жизни во всей её полноте. Понять себя и других. Научиться принимать решения и осуществлять их. Быть в диалоге с собой и миром. Выстраивать гармоничные отношения и получать доступ к своим ценностям.

Также экзистенциальная психотерапия способна помочь тем, кто переживает экзистенциальный кризис, утрату, испытывает сложности в управлении собственными реакциями или ищет пути решения сложных жизненных вопросов.

Тем, кто хочет обрести смысл и радость жизни.

Как минимум, он должен пройти обучение на специальной программе по экзистенциальной психологии. Обычно полноценные программы длятся не менее двух-трёх лет.

Экзистенциальным психотерапевтическим консультированием специалист может заниматься, если у него есть дальнейшее дополнительное образование — в области экзистенциальной психотерапии и он/она выполняет или выполнил(-а) необходимые требования — индивидуальное самопознание/психотерапия, а также прохождение супервизий у более опытного терапевта.

В НИУ ВШЭ, например, есть специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия» в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонология». Обучение длится два года, периодически занятия ведет сам Альфрид Лэнгле.

Выпускники получают диплом магистра и параллельно сертификат GLE-International (Международное общество логотерапии и экзистенциального анализа, Австрия) о прохождении основного курса в области экзистенциального анализа и логотерапии. Далее можно продолжить обучение на клиническом курсе.

Также информацию об учебных программах, в том числе дистанционных, можно найти на сайте Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП).

Также читайте

Что почитать об экзистенциальной психологии и психотерапии Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 июля

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/377610068.html

Экзистенциальная психотерапия: решение всех проблем — в постижении смысла бытия

Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Экзистенциальная психотерапия

В начале 40-х гг. XIX века появилось новое направление в философии — экзистенциализм. Основоположником стал молодой датский философ, писатель и психолог Сёрен Обю Кьеркегор.

В центре учения — самобытная, уникальная личность, которая по-своему, отлично от других, воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя.

Каждый человек рассматривается через психологическую ситуацию, в которой тот пребывает в определённый момент и которая запечатлевает эмоциональную и духовную глубину его проблем. Позже идеи были подхвачены такими великими умами, как Ницше, Сартр, Хайдеггер.

В начале XX века появилась экзистенциальная психотерапия, обязанная своим рождением данному философскому направлению. Её цель — помочь каждому обрести смысл существования, найти своё место. Тем самым решается большинство проблем не только психического, но и физиологического плана.

Что это такое

На сегодняшний день экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения.

Если в момент своего зарождения она была лишь ответвлением философии экзистенциализма, то сейчас это самостоятельное, достаточное популярное течение, показывающее отличные результаты и доказавшее за 100 лет практики эффективность и состоятельность.

Данное направление нередко называют экзистенциально-гуманистическим, так как оно целиком центрировано на личности и её проблемах.

Причём каждый отдельный случай рассматривается как уникальный, не похожий на все остальные. Соответственно, линия лечения не может быть типичной или схематичной.

Каждый раз методы терапии подбираются заново, выстраиваются в совершенно иной логике и системе, чтобы помочь конкретному человеку.

Критика

У любой медали есть две стороны, и экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии нередко подвергается критике. Самыми уязвимыми оказываются 4 момента.

Первый — множество направлений и ответвлений. Подчас они слишком далеко отходят от основных принципов истинной экзистенциальной психотерапии, сливаются с другими, создают отдельные течения и школы.

Второй — отсутствие чёткой стратегии лечения. Каждый раз, исходя из ситуации, она меняется, подстраиваясь под клиента.

Третий — консультирование каждого нового клиента не должно базироваться на прежнем опыте. Экзистенциальный психотерапевт не имеет права проводить аналоги с другими случаями из практики.

И последнее, за что критика особенно часто бичует экзистенциальную психотерапию, — отсутствие гуманизма, как бы парадоксально это не звучало. Клиент должен быть готов переосмыслить сущность своего бытия через ключевые моменты боли, которые были им пережиты. На практике оказывается, что далеко не все способны это сделать. Иногда дело заканчивается обострением психотравмы.

Происхождение названия. Термин восходит к латинскому слову «existentia», которое переводится как «существование». Оно отражает суть направления и в философии, и в психотерапии. Познать смысл своего бытия — вот цель каждого человека, которая поможет избавиться от любых проблем.

Основные представители

Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.

Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.

Людвиг Бинсвангер (1881-1966)

Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.

Медард Босс (1903-1990)

Швейцарский психиатр и психолог, основоположник дазайн-анализа. мысль учения — люди не существуют отдельно от мира, но и он не существует отдельно от них. Только человек раскрывает — высвечивает — мир.

Dasein (дазайн) и есть то самое «высвечивающее», что выводит вещи «на свет». Исходя из этого понятия, психопатология — жизнь в темноте как осознанный выбор пациента.

Соответственно, цель экзистенциальной психотерапии — возвратить его к свету.

Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)

Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.

Ролло Мэй (1909-1994)

Американский психолог, психотерапевт. При работе с клиентами призывал ориентироваться на основные проблемы экзистенции: вина и тревога, свобода и ограничения, добро и зло, ответственность и судьба, любовь и насилие. Работа «Любовь и воля» стала национальным бестселлером.

Алиса Хольцхей-Кунц (1943)

Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.

Ирвин Ялом (1931)

Американский доктор медицины, психотерапевт, профессор психиатрии. Противник формального подхода к лечению без учёта индивидуальности.

Предлагает для каждого клиента «изобретать» новую психотерапию — на основе уникальной, не похожей на остальные истории.

По его мнению, экзистенциальная терапия должна строиться на межличностных отношениях «здесь и сейчас», на взаимных откровениях врача и пациента. Много работ посвящено преодолению страха смерти.

Альфрид Лэнгле (1951)

Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину.

Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей.

Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.

Основные принципы

Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты.

Если психотерапевт в своей работе с клиентами ориентируется на эти принципы, он действует в рамках экзистенциальной психотерапии. Альфрид Лэнгле написал практическое руководство, уточнив положения Бьюдженталя. Оно включает в себя всего 4 шага. Чтобы избавиться от психопатологий любого рода, человеку достаточно пройти 4 уровня мотивации (под пристальным наблюдением и контролем специалиста).

1 уровень

Задать себе вопрос: «Могу я существовать в этом мире?». Самый сложный шаг. Нужно понять и принять свою сущность такой, какая она есть, со всеми её страхами и переживаниями, проблемами и трудностями. Не все выдерживают встречу с самим собой, не прикрытым ложью и самообманом.

2 уровень

Вопрос: «Мне нравится жить?». Нужно найти в своём существовании, каким бы тяжёлым оно ни было, положительные моменты.

3 уровень

Вопрос: «Имею я право быть таким?». Проводится достаточно глубокая саморефлексия мыслей и поступков. Клиент либо пересматривает собственные ценности, либо корректирует прошлую систему личностных стандартов. Но в любом случае психотерапевт подводит к мысли о том, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, не ориентируясь на мнение общества и стереотипы.

4 уровень

Вопрос: «Что я должен делать?». Работа с будущим. Цели — включиться в жизнь, претворять свои идеи и задумки, жить, согласно собственным ценностям, составить план на ближайшее время.

Несмотря на существование множества направлений в рамках экзистенциальной психотерапии, большинство из них руководствуются вышеозначенными положениями Бьюдженталя и описанной системой мотиваций Лэнгле.

Чаще всего они подвергаются достаточно глубинной коррекции, исходя из индивидуальных особенностей клиента, но суть остаётся прежней — через постижение сущности своего бытия справиться с любыми проблемами.

Методы, приёмы, техники

Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.

Техники работы с осознанием смерти:

  • «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти;
  • защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть;
  • анализ сновидений;
  • постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования;
  • углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон);
  • снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно;
  • смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины;
  • осознание уклонения от ответственности;
  • преодоление рамок и запретов;
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
  • высвобождение собственных желаний;
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

  • самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время;
  • преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции;
  • обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств;
  • установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности;
  • преодоление тревожности;
  • вовлечение в жизнь;
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение);
  • потери близкого человека;
  • смены жизненных стереотипов;
  • утраты социального статуса;
  • внезапной психотравмы;
  • одиночества;
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

Как выбрать психотерапевта, чтобы не разочароваться? Об этом в нашем отдельном обзоре по ссылке.

Источник: https://ponervam.ru/ekzistencialnaya-psihoterapiya.html

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Экзистенциальная психотерапия

Цель курса – формирование у студентов целостной системы знаний об особенностях, закономерностях, основополагающих принципах, основных техниках и специфических проблемах экзистенциально-гуманистического подхода. 

Задачами курса «Экзистенциально-гуманистическая психотерапия»  является: 

  • Изучение философских корней экзистенциального подхода; 
  • Знакомство с философско-психологическими моделями генезиса  невроза; 
  • Изучение представлений о базовых экзистенциальных данностях и способах работы с ними; 
  • Знакомство с основными понятиями ЭГП;  
  • Знакомство с феноменологией ЭГП; 
  • Изучение психотерапевтических механизмов изменений в экзистенциальной психотерапии; 
  • Изучение основных методов экзистенциально-гуманистической терапии;
  • Знакомство с основными принципами работы в ЭГП; 
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в ЭГП; 
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в ЭГП; 
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в ЭГП; 
  • Формирование умения органично вплетать фундаментальные представления экзистенциализма в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы. 

Дисциплина «Экзистенциально-гуманистическая психотерапии» входит в блок дисциплин обязательных профессиональных дисциплин,  устанавливаемых факультетом.

Его содержание логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование», «Основы психоанализа», «Клиенто-центрированная терапия», «Телесно-ориентированная психотерапия». 

Студент должен знать: определения понятия, целей и задач экзистенциально-гуманистического подхода; этические принципы ЭГП, основные характеристики процесса психотерапевтического процесса в рамках данного подхода; цели, методы и техники работы с клиентами на различных этапах терапевтического процесса, методы работы с различными типами клиентов в экзистенциально-гуманистическом подходе. 

Студент должен уметь: структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования тех или иных техник ЭГП на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций, оценивать качество консультативного контакта и особенности переноса и контрпереноса, определять актуальность и необходимость использования тех или иных техник при работе с различными типами клиентов, анализировать и трансформировать психологический запрос клиента, владеть навыками работы с противоречиями в речи клиентов, использовать различные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Процесс изучения рассчитан на использование современной психологической литературы, как отечественной, так и зарубежной, а также использование современной аудио- и видеоаппаратуры.

При всей важности теоретических знаний, методической подготовки и практического опыта психотерапевта, главным «инструментом» в его работе с клиентом является он сам. Важным принципом ЭГП является то, что психотерапевт работает собой, своим собственным «Я».

В связи с этим авторской особенностью данной программы является не только ее теоретическая направленность, но и в большей степени практический опыт, который студенты смогут приобрести отрабатывая навыки в роли терапевта, клиента и супервизора.

Кроме того, важным значением для изучения курса является  самостоятельная работа студентов при изучении литературы, подготовке к семинарам при подготовке рефератов по отдельным темам.

Тема 1. История возникновения и развития экзистенциально-гуманистической терапии

История возникновения экзистенциальной терапии. Отражение идей экзистенциализма в трудах античных философов (Платон, Сократ, Аристотель). 

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора, М.Бубера, М.Хайдеггера. Роль феноменологии Э.Гуссерля в развитии экзистенциальных идей в психотерапии.  Экзистенциальный психоанализ Ж.Сартра. Психотерапевтическая концепция экзистенциального анализа Л.Бинсвангера. Философско-теоретические воззрения М.Бубера. Влияние трудов Ф.Ницше на экзистенциальную философию. 

Dasein (бытие-в-мире) – способ существования в мире (М.Хайдеггер). Аутентичное и неаутентичное существование. Тревога как движущая сила аутентичного (подлинного) существования. 

Конфронтация с базовыми данностями существования: телесность, смерть, изоляция, свобода, бессмысленность.

Тема 2. Конфронтация со смертью как базовой данностью существования. 

Жизнь, смерть и тревога. Взаимозависимость жизни и смерти. Смерть как первичный источник тревоги. Тревога смерти: вазный детерминант человеческого опыта и поведения. Конфронтация со смертью как шанс личностного изменения. Клинические манифестации тревоги смерти.

Отношение к конечности как базовой данности в психоаналитических и неофрейдистких теориях. Возрастная динамика представлений о смерти у детей. Фундаментальные защиты от смерти: исключительность, компульсивный героизм, вера в спасителя (И.Ялом). Сознавание смерти в повседневной психотерапии.

Открытый и скрытый страх смерти. Беспричинный страх – как одна из форм страха смерти. Пробуждающие переживания: горе, важное решение, жизненные вези, сны, окончание терапии. Осознавание страха смерти с помощью идеи и контакта с людьми.

Идеи, помогающие преодолевать страх смерти: «волновой эффект», проживание одной и той же жизни вновь и вновь и др. 

Тема 3. Базовая данность существования: свобода. 

Конфронтация с базовой данностью существования – свободой. Ответственность как экзистенциальная проблема. Ответственность как авторство в идеях и произведениях Ж.-П.Сартра.

Клинические проявления избегания ответственности: компульсивность, перенос ответственности, отрицание ответственности по типу невинной жертвы, отрицание ответственности по типу  потери контроля, избегание автономного поведения, расстройства в сфере желаний и принятия решений. Принятие ответственности в индивидуальной и групповой психотерапии. Ограничения ответственности.

Ответственность и экзистенциальная вина. Специфика истинной, невротической и экзистенциальной вины (Р.Мэй). Вина равная ответственности за себя и за свой мир как фундаментальная часть Dasein (М.Хайдеггер). 

Ответственность, воля и действие. (И.Ялом). Воля как жизненная сила в идеях Шопенгауэра и Ницше. Клиническое понимание воли (О.Ранк, Л.Фарбер, Р.Мэй). Клинические манифестации методов избегания принятия решении.

Тема 4. Базовая данность существования: изоляция. 

Три типа изоляции: межличностная, внутриличностная, экзистенциальная. Причины и клинические проявления межличностной изоляции. Изучение причин внутриличностной изоляции в трудах современных теоретиков (К.Хорни, Э.Фромм, Салливан, А.Маслоу, К.

Роджерс, Р.Мэй).  Экзистенциальная изоляция как результат конфронтации со смертью и свободой. Рост как процесс сепарации и экзистенциальная изоляция. Индивидуальное становление влекущее за собой полную., фундаментальную, вечную и непреодолимую изоляцию (Э.

Фромм). 

Врожденное стремление к отношениям (М.Бубер). Два основных типа отношений «Я-Ты» и «Я-Оно». 

«Восполнение дефицита» или «рост» как овновные мотивации индивида по А.Маслоу. Осознание собственной отделенности как основной источник тревоги (Э.Фром). 

Экзистенциальная изоляция и психопатология межличностных отношений. Экзистенциальная изоляция и психотерапия: конфронтация клиента с изоляцией. 

Тема 5. Базовая данность существования: бессмысленность

Кризис бессмысленности. Логотерапия В.Франкла: ноогенный невроз, экзистенциальный ваакум, экзистенциальная фрустрация. Основополагающие принципы логотерапии. Экзистенциальный невроз как синоним кризиса бессмысленности. Земной и космический смыслы жизни. Секулярный личный смысл.

Три клинические формы экзистенциальной патологии: крусадерство, нигилизм, вегетативность. Основные категории уникальных смыслов. Духовность, свобода и ответственность как основные факторы существования человека. Смысл работы, смысл любви, смысл страдания. Клинические проявления потери смысла. Психотерапевтические стратегии работы с потерей смысла.

Вовлеченность как главный терапевтический ответ на бессмысленностью. 

Тема 6. Базовое искусство ведения беседы в экзистенциально-гуманистической психотерапии. 

Определение консультативного контакта. Параметры и качество консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Навыки поддержания консультативного контакта. Наблюдение за клиентом, правила установления раппорта, формула SOLER Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.

Тема 7. Основные особенности технологии ведения консультативной беседы в ЭГП

Ограничение речи консультанта в диалоге. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Краткость и точность высказываний консультанта. Присоединение и руководство: приспособление и изменение мировоззрения клиента.

Слушание: особенности процесса слушания, нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое слушание – особенности применения в различных ситуациях психологического консультирования клиентов.

Фокус-анализ беседы.

Тема 8. Техники психологического воздействия в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Определение и классификация техник психологического консультирования.

Техники внимания и выслушивания (цели, функции, показания к применению). Отражение содержания (поддержка, повтор, пересказ (перефразирование), позитивное перефразирование, резюмирование). Отражение чувств. Отражение тела. Отражение процесса. Открытые и закрытые вопросы. Использование пауз в психологическом консультировании.

Техники воздействия (цели, функции, показания к применению). Интерпретация. Директива. Самораскрытие. Обратная связь. Логическое следствие. Воздействующее резюме. Конфронтация. Предоставление информации.

Тема 9. Этапы консультативного процесса: особенности, цели, методы и техники в ЭГП

Первая встреча с клиентом: цели, задачи, план первой встречи, особенности психологического состояния клиента на первой встрече, заключение контракта с клиентом Типы первичных интервью (два типа ознакомительных интервью: информационно-ориентированное первичное интервью; первичное интервью, ориентированное на установление отношений).

Завершение отношений консультирования. Функция завершения. Выбор времени завершения. Проблемы, связанные с завершением (завершение отдельных сессий, завершение отношений консультирования).

Сопротивление завершению (сопротивление клиента, сопротивление консультанта). Преждевременное завершение. Завершение, инициированное консультантом. Позитивное завершение консультирования.

Проблемы, связанные с завершением (постконсультационное сопровождение, направление к другому специалисту и др.).

Общая структура консультативного процесса. Этапы консультативного процесса (подходы: Р.Мэя, Г.Хэмбли, Ю.Алешиной, Р.Кочюнаса, А.Блазера, пятишаговая модель интервью, основанная на теории принятия творческих решений).

Типичные ошибки при ведении консультативной беседы, способы профилактики и работы с ними.

Тема 10. Жалоба, проблема, запрос, трансформация запроса клиента. Гипотезы в экзистенциально-гуманистической терапии

Типы клиентов и их ориентации (социально-демографические характеристики, цели обращения, мифологии проблем). «Игры» на приеме у психолога-консультанта. Типичные причины обращения к психологу-консультанту. 

Определение понятий жалоба, проблема, запрос. Локус жалобы клиента. Формулировка проблемы. Типы проблемных ситуаций. Виды запросов. Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту. Определение психологического запроса клиента. Виды неконструктивных и конструктивных психологических запросов. Трансформация запроса клиента в психологическом консультировании.

Особенности работы психолога-консультанта с запросом заказчика.

Особенности формулировки гипотез в психологическом консультировании. Способы проверки консультативных гипотез.

Тема 11. Анализ речи клиента

Распознавание структуры предложений в процессе консультирования. Мышление и язык – отражение мировоззрения клиента. Мета-модель языка. Поверхностная и глубинная структура предложения.

Смысл восстановления глубинной структуры предложения в психологическом консультировании. Сбор ключевых лингвистических концепций (цели, технология поиска). Инконгруэнтность и противоречия.

Классификация словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента (опущение, искажение, обобщение), способы работы с ними.

Тема 12. Сопротивление в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Сопротивление – определение понятия. Формы и виды сопротивления. Отношение к процессу сопротивления в различных направлениях психологического консультирования. Причины сопротивления клиентов.

Этапы психологического консультирования, на которых имеет смысл работать с сопротивлением клиентов. Признаки сопротивления. Сопротивление и отношения доверия. Основные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Анализ предпочитаемых стратегий работы с сопротивлением клиентов.

Сопротивление психолога-консультанта.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/ekzistencialno-gumanisticheskaya-psihoterapiya

Экзистенциальная психотерапия: описание направления, основные техники работы

Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Экзистенциальная психотерапия

Психотерапия

29.12.2017

4.6 тыс.

3.1 тыс.

8 мин.

Экзистенциальная психотерапия – направление психотерапии, заключающееся в помощи людям в осознании понятий смерти, ответственности, изоляции с применением определенных методик.

Выделяют большое количество техник, которые подбирает психотерапевт индивидуально, в зависимости от проблемы и особенностей человека.

К работе в рамках экзистенциальной терапии допускаются психологи, имеющие базовое высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по этому направлению.

Экзистенциальная психотерапия («existentia» – возникновение, появление, существование) – психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы – созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды.

Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным.

особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии – помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено.

Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

По мере развития экзистенциальной психотерапии Д. Бьюдженталем выдвинуты основные постулаты этого направления (1963 год):

  1. 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих, т. е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. 2. Человеческое бытие разворачивается в контексте человеческих отношений, т. е. он не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не учитывается межличностный опыт.
  3. 3. Человек сознает себя.
  4. 4. Человек обладает выбором.
  5. 5. Человек интенциален, т. е. обращен в будущее.

Другой особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние универсальные характеристики. Выделяют 7 таких факторов:

  • свобода, ее ограниченность и ответственность за нее;
  • конечность человека или смерть;
  • экзистенциальная тревога;
  • экзистенциальная вина;
  • жизнь во времени;
  • смысл и бессмысленность.

Одним из представителей этого психотерапевтического направления является Виктор Франкл (1905-1997). Его учение называется «логотерапия» – вариант экзистенциального анализа, который означает стремление человека к смыслу. Существует специфическая и неспецифическая сфера применения этого метода. К первой относятся неврозы, а ко второй – другие различные заболевания.

Согласно В. Франклу, человек в любой ситуации стремится к смыслу. В данном подходе существуют три базовых концепта:

  • свобода воли (у людей сохраняется основная свобода для принятия решений);
  • воля к смыслу (человек не просто обладает свободой, а он свободен для того, чтобы достичь определенных целей);
  • смысл жизни (смысл – объективная реальность).

В учении Франкла выделяется такое понятие, как ценности, которые являются результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Он выделяет три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через труд. К ценностям переживания относится любовь.

Основная проблема логотерапии – проблема ответственности. Найдя смысл, человек несет ответственность за его осуществление. От индивида требуется принять решение: осуществлять ли этот смысл в данной ситуации или нет.

Американский психолог Р. Мей сформулировал причины развития и характеристики данного направления. Этот ученый отрицал то, что экзистенциальная психотерапия – самостоятельная ветвь психотерапии. Дж. Бьюджентал стремился соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психотерапии и выделил основные положения такого направления:

  1. 1. За любыми проблемами человека лежат более глубокие неосознаваемые экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности.
  2. 2. Данный подход заключается в признании человеческого в каждом индивиде и уважении к его уникальности.
  3. 3. Ведущая роль отводится работе с тем, что актуально в настоящее время.

Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди. Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным.

Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию. Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей.

Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.

Психотерапевт, работая в этом направлении, изучает поведение, речь, сны и биографию. Экзистенциальная психотерапия проводится индивидуально и в группе, которая состоит из 9-12 участников.

В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их.

В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе.

Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.

Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей. В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента. Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.

Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.

Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств.

Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию.

Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.

Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом. Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.

Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.

Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.

Техника «разрешения терпеть» заключается в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, которые связаны со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано с через проявление интереса к самораскрытию в этой области и при помощи поощрения этого.

Психотерапевту не нужно поддерживать у клиентов отрицание смерти. Необходимо, чтобы эти вопросы оставались «на виду».

Техника работы с защитными механизмами состоит в том, что психотерапевт старается помочь пациентам признать, что они будут жить не вечно. Таким психологам нужно иметь настойчивость и умение правильно выбирать время, чтобы помогать клиентам разбираться со своими детскими и наивными взглядами на смерть и трансформировать их.

Работа со сновидениями осуществляется путем рассказов пациентов о своих снах. В снах (особенно в кошмарных снах) могут неосознанно в неподавленном виде проявляться разные темы, в них часто присутствует и мотив смерти. Таким способом проводится анализ и обсуждение снов.

Техника использования вспомогательных средств заключается в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами по теме смерти.

Консультант может предложить пофантазировать на тему своей смерти, воображая где, как и когда они ее встретят и как пройдут их похороны.

К предыдущей близка техника уменьшения сензитивности (чувствительности) к смерти, согласно которой психотерапевт помогает справиться с ужасом смерти, многократно вынуждая испытывать этот страх.

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности состоит в том, что психотерапевт оказывает помощь клиенту в понимании функций его поведения в форме уклонения ответственности за выбор.

Иногда консультант совместно с пациентом анализирует ответственность за собственные несчастья и ставит его лицом к лицу с ней.

Этот способ заключается в том, что когда человек жалуется на негативную ситуацию, которая случилась в его жизни, терапевт интересуется, как он ее создал, а также сосредотачивает внимание на способах, с помощью которых собеседник использует язык уклонения от ответственности (т. е. часто говорит «я не могу» вместо «я не хочу»).

Следующая техника акцентирует внимание на отношениях между психотерапевтом и пациентом (идентификация уклонения от ответственности).

Она заключается в том, что специалисты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии и вне ее, на консультанта.

То есть, многие пациенты, которые обращаются за помощью к психологу ожидают, что терапевт проделает всю необходимую работу за них, иногда относятся к нему как к другу. Воздействуя таким способом на чувства консультанта, клиент перекладывает ответственность на консультанта.

Техника столкновения с ограничениями реальности заключается в том, что психотерапевт помогает определить сферы жизни, на которые пациент может влиять, несмотря на трудности. Специалист меняет установку на те ограничения, которые нельзя изменить. Он дает возможность собеседнику принять существующую несправедливость.

При технике работы с изоляцией психолог помогает понять, что каждый человек рождается, развивается и умирает в одиночестве. Осознание этого концепта влияет на изменение качества жизни и отношений в социуме. Психотерапевт предлагает собеседнику отгородиться на время от окружающего мира и побыть в изоляции. В результате этого клиенты осознают одиночество и свои скрытые возможности.

Техника переопределения проблемы применяется, когда пациенты жалуются на то, что в жизни нет смысла. На самом деле они имеют в виду, что жизнь имеет смысл, но они не могут его найти.

Задача терапевта в этом случае – объяснить: в жизни нет объективного смысла, но человек ответственен за его создание. Техника определения видов защиты от тревоги и бессмысленности заключается в том, что специалист помогает лучше осознавать их.

Именно с данными понятиями часто связано то, что пациенты относятся к своей жизни несерьезно и создают проблемы, от решения которых приходится уклониться.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/ekzistencialnaya-psixoterapiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.