Блудная страсть. – А что делать? Как рождается грех блуда

Содержание

Блуд: 6 шесть его признаков и борьба с ними

Блудная страсть. – А что делать? Как рождается грех блуда

Блуд — понятие, требующее уточнения. Если поговорить с верующими, каких только определений не услышишь! Для кого-то блуд — любая плотская страсть, и всякая она — грех.

Другой копает глубже, мол, блуд, он разный: словоблудие в том числе, а не только физические стороны греха.

Для одного блуд — измена, для второго — проституция, для третьего — секс вне брака, а четвёртый во всяком интимном акте видит блудодеяние.

Внесём же для начала ясность, что на самом деле говорит на эту тему православие. А затем поговорим, как избавиться от греха блуда и почему это нужно.

Блуд — это многозначный термин. В православии есть два значения этого понятия:

  1. Блуд — это интимная близость людей, которые не состоят в законном браке.
  2. Блуд — это любое отклонение человека от замысла Божьего (атеизм, язычество).

Второе определение — более широкое. Но чаще, говоря о блуде, православные подразумевают разные действия интимного характера, которые не одобрены Церковью:

  • любодеяние — блудное разжение, то есть намеренная попытка распалить в себе плотские страсти. Потакание своим желаниям. Обычно имеются в виду действия интимного или услаждающего характера, совершённые не в браке. С точки зрения православия, это неестественный и греховный путь. Сексуальную связь до брака можно назвать и блудством, и любодеянием. Это довольно широкий термин;
  • прелюбодеяние — супружеская измена, нарушение верности. То есть, технически это уже не блуд, а другой грех;

Прелюбодеяние — это супружеская измена

Блуд — это не только сексуальный грех, но и невоздержанность.

Соответственно, можно дать определение разным сопутствующим понятиям. Блудница — это просто распутная женщина, не замужняя. А если она таким занимается в браке, то это уже прелюбодейка, либо блудная жена.

Но понятия часто смешиваются и путаются в разных источниках. Например, свт. Григорий Богослов даёт такое определение:

«Блудом и прелюбодеянием

называется не только грех

в рассуждении тела, но и всякий грех,

особенно же беззаконие

в рассуждении Божества».

Да и в Ветхом Завете 7-ая заповедь содержит всего один закон — «не прелюбодействуй», но христиане понимают её шире — как запрет любых грехов интимного характера.

Поэтому всегда нужно уточнять, что каждый конкретный источник подразумевает под блудом, любодеянием или прелюбодеянием.

Блуд мешает духовному развитию православного человека

О том, какой вред может причинить блуд верующему христианину, сказал апостол Павел в Священном Писании:

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

Самое страшное утверждение для православного верующего звучит в этих строках: «блудники и прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но у христианина всегда остаётся возможность покаяться и исправить ситуацию.

Православие противопоставляет блуд браку и считает его грехом

Православие негативно относится к блудной срасти и ставит её в один ряд со многими другими грехами. Это не случайно, ведь апостол Павел называет блуд грехом в одном списке с мужеложеством и идолослужением:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют».

Православие опирается не только на Священное Писание, но и на труды Святых Отцов. О блуде высказывались многие из них. Святитель Василий Великий противопоставлял блуд браку:

«Блуд — не брак, и даже не начало брака.

Посему если возможно,

чтоб вступившие в связь блудно,

разлучались, то это всего лучше;

если же они всемерно желают жить вместе,

то пусть понесут наказание,

но и получат дозволение,

чтоб не было чего худшего».

Он же писал, что в блуде виноваты обе стороны:

«Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению».

Иоанн Златоуст подчёркивает нечистую природу блуда:

«От блуда все тело

становится нечистым,

оно оскверняется так,

как бы упало в грязный сосуд,

наполненный нечистотою».

Безусловно, «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», но мысли — это одно, а поступки — другое. Лучше всего восхищаться красотой без желания обладать. К этому стоит стремиться.

Сексуальная жизнь супругов — это не блуд, православие её одобряет

Но не стоит спешить с выводами и ставить крест на сексуальной жизни. Как раз к ней у христианства в целом и у православия в частности положительное отношение. Апостол Павел не забывает об этом в своём послании:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Блуд — не секс вообще, а секс незаконный, то есть, незакреплённый законом — церковным или человеческим. Конечно, есть разные ситуации. Мужчина и женщина, которые остались друг с другом на всю жизнь на необитаемом острове, выхода не имеют.

Но в большинстве случаев люди пренебрегают браком. Именно это православная Церковь и осуждает. Она считает, что отношения необходимо подкреплять поступками.

В браке нет места блуду

Брак — это официальное заявление о принятии на себя ответственность за человека. Женатую пару благословляет Святой Дух. Так на это смотрит Церковь.

Брак — это противовес блуду.

Противоестественные блудные грехи между супругами — это нонсенс. Православная Церковь не влезает в интимные отношения мужчины и женщины, дозволяя им заниматься тем, что они считают для себя приемлемым.

Единственное ограничение в православной традиции касается анального секса. Всё остальное рассматривается как скрепляющее отношения и физическое выражение любовного чувства.

6 признаков блуда

Чтобы демон блуда не взял над человеком верх, полезно знать признаки греха. Их помогают сформулировать труды преподобного аввы Исайи:

1. Празднословие — то есть, разговоры сверх меры на темы, не полезные для духовного развития. Это тревожный звоночек для верующего, так как ум его мятежен и может навести на блудство.

От словоблудия предостерегали оптинские старцы. Преподобный Амвросий утверждал следующее:

«Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото».

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит».

2. Тщеславие — это желание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем ты есть. Часто в корне этого стремления лежит блудная страсть.

3. Слабость — дух блуда выкачивает силы из человека, поэтому бессилие — верный признак того, что энергия уходит не в созидательное русло.

4. Беспокойность в молитве. Блудная страсть отвлекает на себя мысли и мешает молиться. Само по себе это не признак блуда. Даже монахи признаются в том, что их отвлекают блудные мысли. Вопрос в том, кто победит.

5. Чрезмерное внимание к внешнему виду. Ухаживать за собой — это прекрасно. Нет ничего плохого в том, что молодая девушка красиво наряжается для мужа или для того, чтобы выглядеть привлекательно.

Но иногда это перерастает в нарциссизм, культ собственного тела. Тогда плоть превращается в товар. Нужно уметь выдержать меру.

Нарциссизм может привести к блуду

6. Пресыщение. Отношения полов иногда могут человеку надоесть. Причины бывают разные. У кого-то просто слишком много забот, чтобы расслабиться, кто-то психически заболел.

А бывает, что человек стал жертвой блуда: его голова настолько забита одной похотью, что от обычного секса просто тошно. Хочется излишеств, чтобы искусственно подогреть интерес. Это уже блудное сознание.

Православная Церковь запрещает рукоблудие

Что такое грех рукоблудия? Это онанизм, хотя к библейскому Онану это не имеет никакого отношения. Церковь негативно относится к рукоблудию потому, что видит в нём искажение отношений между полами.

Обычно в плотских отношениях участвуют жена и муж, а здесь нет двух полов, только один. Это форма любви к себе. Православие предупреждает — душа должна быть властна над своим телом, а не наоборот.

Святые отцы говорят о рукоблудии как о грехе, против которого сложно бороться.

Святитель Феофан Затворник считал, что грех этот вреден для души:

«Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её.

Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием.

По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется «похотию злою» (Кол. 3:5), а по унижению ею разумного существа — «страстию бесчестия» (Рим. 1:26)».

Часто священников спрашивают о том, как же отказаться от рукоблудия, если врачи советуют им заниматься. На видео ниже — ответ священника Игоря Сильченкова.

Батюшка приводит в пример Серафима Саровского и других святых, которым отказ от рукоблудия ничем не повредил.

Но Церковь не может строго запрещать какую-то вещь во всех жизненных ситуациях. Есть вопросы, где компетентны исключительно медики.

Например, на этом видео протоиерей Владимир Головин говорит, что заняться рукоблудием можно, чтобы сдать анализ, так как важно не действие, а цель:

За грех блуда священник может наложить епитимию

Епитимья при грехе блуда — это не наказание, не карательное, а исправительное средство. Священник избирает его для того, чтобы дать возможность грешнику поработать над собой, стать лучше. Это своего рода лекарство. Суть его чаще всего заключается в предписании следующих действий:

  • дополнительный пост;
  • поклоны;
  • молитвы;
  • отлучение от причастия.

От блуда можно молиться, но окончательно победить желание нельзя, лучший выход — вступить в брак

Бог, давший каждому человеку тела и души, позаботился и об инструментах для того, чтобы ими управлять. Бес не всесилен. Блудливые жёны и мужья, а также неженатые люди способны справиться с греховными желаниями.

В первую очередь, помогает молитва. Их много. Вот какую предлагал преподобный Амвросий:

«Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…» Ударяй на слово «грешную»

… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а «добродетели» лезут на ум, говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную.

О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!» И сейчас же опять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

На видео ниже протоиерей Владимир Головин говорит, что от блудной страсти нельзя избавиться, но её можно перенаправить. Он советует брак как средство против блуда:

Источник: https://hranitel.club/560-blud

Блудная страсть и борьба с ней

Блудная страсть. – А что делать? Как рождается грех блуда

Православие.Fm

Преподобный Анатолий Оптинский говорил, что именно блудная страсть дала аду больше всего жертв.

  И это неудивительно, ведь именно эта страсть способна подчинить себе любого человека, невзирая на его возраст, пол, физическое состояние или религиозные воззрения.

Чтобы стать ее пленником, достаточно бывает лишь одного нескромного взгляда, легковесного слова или сладострастного помысла.

И если в прежние времена, лишенные всех наших современных технологий и информационных возможностей, блудная страсть завлекала в свои сети множество людей, то что тогда говорить про наши дни, когда такие понятия как девственность, целомудрие и супружеская верность воспринимаются как что-то давно устаревшее. Более того, половая разнузданность преподносится как нормальное и даже необходимое явление для становления полноценной личности, свободной от «пережитков прошлого».

Тем не менее, какими бы красочными словами и лозунгами не прикрывалось это бесстыдство, чтобы скрыть свою пагубную сущность от уязвляемых ею душ, в глазах Божиих оно все равно остается одним из восьми смертных грехов, безжалостно затягивающих людей в воронку ада.  Вырваться из цепких лап блуда крайне сложно, но что невозможно человеку, то возможно Богу.

https://www.youtube.com/watch?v=kof8FJmiW98

Однажды к Паисию Святогорцу пришел молодой человек, ставший пленником блудной страсти. Он многократно пытался бороться с плотским грехом, но безуспешно, что приводило его в отчаяние. Юноша даже стал подумывать о том, чтобы полностью порвать свои отношения с Богом. Преподобный, услышав такие слова, посоветовал несчастному страдальцу начать делать то, что в его силах. Старец спросил юношу:

– Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?

– Могу, – отвечал молодой человек.

– А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?

– Могу.

– А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?

– Да, конечно.

– А можешь ли ты, даже впав в грех, молиться каждый вечер и просить: «Боже мой, спаси мою душу?».

– Геронда, – сказал он Паисию, – я буду все это делать.

– Ну так вот, начинай с сегодняшнего утра делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам, – ответил старец.

Поддержать нас в борьбе с греховными плотскими желаниями всегда готовы и святые угодники Божии, сумевшие с Божией помощью не поддаться влиянию этой страсти и одержать над ней верх.

Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)

Святая Фомаида родилась в христианской семье в Александрии (V век). Когда отроковице исполнилось 15 лет, ее выдали замуж. Мужем девушки стал местный рыболов, также являвшийся христианином. Свекор Фомаиды, достигший уже преклонных лет, пленился ее красотой.

Блудная страсть настолько охватила его, что он, забыв всякий страх и стыд, стал склонять свою невестку ко греху. Фомаида пыталась вразумить обезумевшего старика, напоминая ему о том, какое наказание ждет блудников на Страшном Суде.

Все эти увещевания оказались напрасными. Свекор, пришедший в ярость от твердости веры Фомаиды, схватил меч и рассек святую мученицу. За столь тяжкое злодеяние убийцу постигла мгновенная кара – он ослеп.

Утром, после того как было обнаружено тело святой, преступника задержали и приговорили к смертной казни.

День памяти мученицы Фомаиды Александрийской – 13 апреля/26 апреля.

Преподобная Сарра Египетская

Блаженная Сарра (V век) подвизалась в Египетской пустыне и была настоятельницей женской общины. Праведная дева была настолько погружена в молитву и духовное делание, что ни разу за шестьдесят лет своего пребывания в пустыне не взглянула на Нил.

Искушения, которым подвергалась святая Сарра, носили различный характер. Это были и обиды, незаслуженно причиняемые ей, и болезни, и докучливые мирские соблазны. Но более всего на протяжении 13 лет мучили преподобную блудные помыслы.

Святая терпеливо претерпевала эти искушения, молясь при этом не о том, чтобы они кончились и оставили ее в покое, а о том, чтобы Господь укрепил ее в этой борьбе. Однажды, горячо молясь на крыше своей кельи, Сарра увидела демона в человеческом образе, который поклонился ей и сказал:

–  Ты победила меня, Сарра.

– Тебя победил Господь Иисус, а не я, грешная, – ответила тому преподобная Сарра.

Однажды два известных отшельника пришли проведать подвижницу, чтобы побеседовать с ней о пользе душевной. На прощание старцы сказали Сарре:

– Смотри, не превозносись умом твоим, не говори: вот и отшельники ходят ко мне, женщине!

Сарра отвечала им:

– Да, я точно слабая и бедная женщина; но стараюсь, сколько могу, держать душу при бодрости и мужестве.

В другой раз она сказала пришедшим к ней за назиданием братиям:

– Я мужчина – не по природе, но по образу мыслей, а вы – женщины.

День памяти преподобной Сарры Египетской – 13 июля/26 июля

Преподобный Моисей Угрин

Преподобный Моисей Угрин (Печерский), по происхождению венгр, состоял на службе у святого благоверного князя Бориса. Моисей, после гибели князя в 1015 году на реке Альте, скрывался в Киеве. Когда польский король Болеслав захватил город, преподобный вместе с другими пленниками был отведен в Польшу.

Молодой и статный пленник очень понравился одной богатой польке-вдове, воспылавшей к нему страстным желанием. Женщина собиралась выкупить Моисея и сделать своим мужем, но тот решительно отказался, так как давно уже знал, что хочет стать монахом.

Полька все же выкупила преподобного, после чего всячески пыталась того совратить, используя для этого не только свои женские чары, но и обширные богатства. Все это святой отвергал. И когда через те места проходил один Афонский иеромонах, Моисей был пострижен в иноки.

Полька, узнав об этом, приказала бить преподобного палками. Более того, она испросила у Болеслава разрешение делать с пленником все, что посчитает нужным. Ежедневно святой получал по сто ударов, а потом был оскоплен. После внезапной смерти короля, воздвигшего гонение на монахов, и гибели вдовы, убитой во время мятежа, Моисей, оправившись от ран, пришел в Киево-Печерский монастырь.

Один брат, одержимый блудной страстью, обратился к преподобному за помощью. У святого подвижника с собой всегда была палка, без которой он не мог передвигаться из-за полученных в плену ран.

Этой палкой Моисей ударил в грудь попросившего о помощи инока, давшего обет никогда не разговаривать с женщинами, после чего тот освободился от искушения.

После кончины преподобного (примерно в 1043 году), к его мощам с усердной молитвой стали прибегать монахи Киево-Печерского монастыря, жаждущие исцеления от плотских искушений.

День памяти преподобного Моисея – 26 июля/8 августа.

Преподобный Виталий Александрийский

Преподобный Виталий подвизался в Александрии при Александрийском патриархе Иоанне Милостивом (609-620).

Святой в возрасте шестидесяти лет взял на себя необычный подвиг – он стал усердно молиться за всех блудниц Александрии. Ежедневно он зарабатывал тяжелым трудом двенадцать медных монет.

На одну он покупал себе один боб, который съедал на закате солнца, а остальные деньги отдавал одной из городских блудниц.

Святой приходил к ней на ночь, запирался в комнате и, пока та спала, всю ночь читал псалмы и молитвы, а утром тихо уходил.

Так повторялось каждую ночь, что позволяло преподобному Виталию посещать по очереди всех блудниц. С них он брал клятву, что они никому об этом ничего не расскажут.

Жители Александрии, не зная всех этих подробностей, возмущались поведением инока и насмехались над ним.

Труды святого Виталия приносили свои плоды: некоторые падшие женщины стали честно зарабатывать себе на жизнь, другие вышли замуж, а третьи ушли в монастырь.

День памяти преподобного Виталия Александрийского – 22 апреля/5 мая.

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария в 12 лет ушла из дома, после чего на протяжении 17 лет вела распутную жизнь в Александрии. Как говорила старцу Зосиме сама Мария, в городе практически не было ни одного мужчины, которого она бы не совратила.

Бог, желающий спасения каждого человека, даже самого грешного, не оставил рабу Свою без Своего попечения. Однажды Мария села на корабль, плывущий с паломниками на Святую Землю на праздник Крестовоздвижения.

Во время плавания Мария продолжала соблазнять мужчин, а когда сошла на берег, то вместе с паломниками направилась в храм Воскресения Христова. Все ее попытки войти в храм были безуспешными. Какая-то невидимая сила не пускала блудницу внутрь. Мария поняла, что это Сам Господь не пускает ее. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога о прощении.

У иконы Божией Матери она дала обещание изменить свою жизнь и просила Ее заступничества перед Богом. После этого преподобная отправилась в Иорданскую пустыню, где провела около пятидесяти лет в посте и покаянии. Целых семнадцать лет святая Мария провела в ожесточенной борьбе с блудной страстью и блудными помыслами.

День памяти преподобной Марии Египетской – 1 апреля/14 апреля.

Преподобный Мартиниан Кесарийский (Палестинский)

Преподобный Мартиниан с восемнадцати лет избрал пустынническую жизнь. Двадцать пять лет он подвизался в пустыне, находящейся около города Кесарии Палестинской.  Все это время диавол не переставал искушать подвижника, подвергая святого различным искушениям.

Слава о пустыннике, сподобившемся от Бога благодатного дара исцеления болезней, распространилась по всей Кесарии. Одна местная блудница поспорила с развратными людьми, что совратит преподобного и проведет с ним ночь во блуде.

Когда женщина, облачившаяся в дорогие одежды, пришла под видом странницы к Мартиниану и попросила укрыться у того от ненастной погоды в келье, святой впустил ее.

После этого блудница стала соблазнять подвижника, но тот, выйдя на улицу, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли.

При этом он говорил себе, что если здесь так тяжело терпеть боль от временного огня, то что же будут тогда за мучения в вечном огне, приготовленном для блудников.

Поступок преподобного Мартиниана настолько поразил грешницу, что та стала умолять святого наставить ее на путь спасения. По его благословению бывшая блудница отправилась в Вифлеем. Там она поступила в монастырь святой Павлы, где и провела в покаянии 12 лет до своей блаженной кончины.

Преподобный Мартиниан, после того как оправился от полученных ожогов, поселился на необитаемом острове. Там он жил в уединении до тех пор, пока обломки разбившегося корабля не принесли к нему на остров девицу по имени Фотиния.

Святой помог Фотинии выбраться на берег, отдал ей свои припасы – хлеб и воду, чтобы та смогла дождаться корабельщика, а сам бросился в море и поплыл.

При помощи двух дельфинов он добрался до суши и стал вести странническую жизнь.

Спустя два года, будучи в Афинах, Мартиниан заболел и, чувствуя свою скорую кончину, вошел в храм и попросил местного епископа предать свое тело погребению (V век).

День памяти преподобного Мартиниана Кесарийского – 13 февраля/26 февраля.

Преподобная Таисия Египетская, Фиваидская

Святая Таисия, жившая в третьем веке, с юных лет вела развратную жизнь. Немало поспособствовал этому плохой пример ее собственной матери – женщины дурного поведения.

Слухи о похождениях блудницы дошли до старца Пафнутия Великого, решившего помочь молодой распутнице обрести спасительное покаяние, способное преобразить всякую погрязшую во грехах душу. Пафнутий, облачившись в светские одежды, пришел к Таисии с тем, чтобы та нашла для свидания с ним такое укромное место, в котором они могли бы укрыться не только от людей, но и от Бога.

Таисия, хоть и далека была от веры, сказала, что от Бога укрыться невозможно. Тогда старец живо представил женщине всю тяжесть ее грехов, за которые ей придется ответить перед Богом. Слова Пафнутия возымели свое действие – Таисия прилюдно сожгла на площади все нажитое блудом добро, покаялась в своем развратном образе жизни и поступила в женский монастырь.

Три года преподобная неустанно оплакивала свои грехи, после чего ее душа отошла ко Господу. Монаху Павлу Простому было открыто Богом, что преподобной были прощены все ее грехи, а сама она удостоилась Царствия Небесного.

День памяти преподобной Таисии Египетской – 8 октября/21 октября.

Сергей Сажин

Источник: https://pravlife.org/ru/content/bludnaya-strast-i-borba-s-ney

Страсть блуда

Блудная страсть. – А что делать? Как рождается грех блуда

Блуд – пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом.

Существует три основных вида блуда: естественный блуд (интимные отношения свободных лиц противоположного пола вне брака) и прелюбодеяние (интимные отношения, когда один или оба связаны с другим человеком узами брака); противоестественный блуд – содомия (интимные отношения лиц одного пола), рукоблудие, кровосмешение и др.; а третий – блуд в помыслах (принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, замедление в них). К одному из проявлений греха блуда можно отнести: женские украшения и косметику, короткие юбки, вырезы, прозрачную и обтягивающую одежду, употребление духов и одеколонов.Блуд является страстью, которая производит столь глубокое впечатление на человека, что блудника в соответствии с апостольскими правилами необходимо отлучать на многие годы от святых Христовых тайн. Святые отцы налагают за этот грех от 3 до 15 лет отлучения от Причащения [1].

Количество дней в году, когда Церковь предлагает воздержание от супружеского общения, значительно больше, чем даже постных дней (примерно около 300), за счет воздержания накануне воскресных и праздничных дней, а также во время святок и светлой седмицы.

Священное Писание о страсти

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28).«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32).

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

«Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов 31:1).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы со страстью блуда – целомудрие.1) Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева – виновник чистоты» (Леств.14:5).

Многоядение и многоспание были причиной восстания блудной брани у инока: Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней.

Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: “Брат! Как твоя брань?” Он отвечал: “Отец! Мне нисколько не сделалось легче.” Старец, услышав это, удивился. Ночью он начал опять молиться о брате.

Тогда предстал ему диавол и сказал: “Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и своего чрева; уж в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 452. № 33).

2) Не пребывай в праздности, занимайся физической работой или трудом.3) Одно из сильнейших способов борьбы с блудными помыслами – исповедь.

Многие подвиги: купанье в снегу, пребывание на холоде – не угасили сильной страсти подвижника, только исповедь перед старцем даровала ему покой: Соловецкий старец Наум рассказывал: “Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной.

Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу.

На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, – везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала.

Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божьей, обрел я желаемый покой.” (Соловецкий патерик. С. 163).

4) Уклонение от сладострастных бесед, чтения, радио- и телепередач. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой» [2].5) Молитва против блудных помыслов и постоянное поучение в Священном Писании.6) Упражнение в смирении. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукою. Совокупи с воздержанием смирение; ибо первое без последнего не приносит пользы» (Леств.15:40).7) Воздержание языка.

Авва Пимен для избежания блудных помыслов посоветовал брату соблюдать воздержание в пище и языке: Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит ему: “Что мне делать, отец? Меня мучает блудный помысл.

Ходил я к авве Ивистиону, он сказал мне: “Не позволяй этому помыслу долго оставаться в тебе.” Авва Пимен отвечает брату: “Авва Ивистион, дела его высоки, он – с Ангелами и не знает, что у нас с тобой есть блудные помыслы.

Если монах будет сдерживать свое чрево и язык и будет жить, как странник, то, поверь, он не умрет.” (Достопамятные сказания. С. 201, № 62) 

О сложности борьбы с данной страстью рассказывает еще один случай из «Отечника».

Блудная брань от юного монаха перешла на неискусного старца для его вразумления: К некоему старцу обратился юный инок, очень ревностный по жительству, с целью своего преуспеяния и исцеления.

С простотой исповедал он старцу, что его беспокоит плотское вожделение и дух любодеяния: он надеялся найти в молитвах старца утверждение своему подвигу и врачевание от полученных язв. Старец начал упрекать его самыми жестокими словами, говоря, что он, допустив порочные вожделения, сделался недостойным имени монаха, а достойным всякого презрения.

Вместо утешения он нанес ему столь тяжкую язву упреками, что монах вышел из келии старца в величайшем унынии, в смертельной печали, в отчаянии. Он ушел, угнетенный тоской, углубленный в помышления уже не об уврачевании страсти, но об удовлетворении ее. Внезапно встречает его авва Аполлос, опытнейший между старцами.

По выражению лица и отчаянному виду юноши угадав о внутреннем смущении и тяжком унынии, которыми втайне волновалось его сердце, авва Аполлос спросил о причине такого состояния. Вынужденный убеждениями аввы монах исповедал, что идет в мирские селения, как неспособный, по определению такого-то старца, к монашеской жизни.

Не имея возможности обуздать похотений плоти подвигом и не находя врачеваний против ее действий, он решился, оставя монастырь, возвратиться в мир и жениться. Святой Аполлос постарался смягчить его самым милостивым словом, уверяя, что и его самого ежедневно беспокоят нечистые помышления и ощущения, тем естественнее подвергаться им человеку юному.

По этой причине не должно предаваться отчаянию, не должно удивляться как чему-то необычайному усиленному действию брани, в которой победа одерживается не столько подвигом, сколько милостью и благодатью Господа. Старец упросил молодого монаха, чтоб он возвратился в келию и потерпел хотя бы один день, а сам поспешно пошел в обитель упомянутого старца.

Когда он приблизился к этой обители, то, воздев руки горе, произнес следующую молитву, сопровождая ее слезами: “Господи! Обрати брань этого юноши на этого старца, чтоб он научился, хотя бы в старости, снисходить к немощи подвизающихся и соболезновать удобопреклонности юных к страстям.

” Когда он, воздыхая, окончил молитву, то увидел мрачного эфиопа, стоящего против келии старца и направляющего против него огненные стрелы. Уязвленный ими, старец выскочил из келии, начал бегать туда и сюда, как бы сумасшедший или пьяный, то входил в келию, то выходил, уже не мог оставаться в ней спокойно и, наконец, возмущенный, пошел тем же путем, на который направил молодого монаха.

Авва Аполлос, увидев, что старец попал в положение безумного и беснующегося, поняв, что стрелы диавола, направленные в него, вонзились в его сердце, произвели в нем помрачение ума и невыносимое страстное возмущение в чувствах, подошел к нему и сказал: “Куда ты так спешишь? Что заставляет тебя забыть степенность, столь приличествующую старцу, и так быстро бежать в беспокойстве, подобно мальчику?” Старец, объятый стыдом, не мог дать никакого ответа, его обличала совесть, его обличал внешний вид, на котором отразилось порочное возмущение. Он понял, что страстное вожделение его сердца угадано, что тайны его открыты авве. “Возвратись, – продолжал тогда святой Аполлос, – в келию и пойми, что до этого времени диавол или не знал тебя, или презирал. Научись собственным опытом сострадать подвизающимся, не низвергать искушаемых в погибель отчаяния, не приводить их в смущение жестокими словами. Их должно ободрять милостивым словом утешения. Никто не мог бы ни избегнуть козней врага, ни погасить или даже воздержать естественного плотского вожделения, подобно огню пылающему, если б благодать Божья не помогала немощи нашей, не покрывала бы и не защищала нас. Теперь окончилось это спасительное смотрение о нас, которым Бог благоволил освободить юношу от пагубного разжжения, а тебя научить состраданию ближним и тому, сколь сильны могут быть вражеские искушения. Умолим же Бога общими молитвами, чтоб Он повелел удержать бич, который благоволил употребить для твоей душевной пользы, и чтоб угасил росой Святого Духа Своего огненные стрелы диавола, которым попустил уязвить тебя по моему ходатайству.” По молитве аввы Аполлоса Господь отъял искушение с той же скоростью, с которой попустил его. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 420. № 5)

[1] Книга Правил. М.: Православный паломник. 2000. с.350, 399.

[2] Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 2. с.382.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/kajuwemusja/strast_bluda/154-1-0-4450

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.